Голландские фотографы переосмысляют национальные традиции натюрморта
В Москве открылась «передвижная» фотовыставка ироничных наследников старых мастеров – молодых голландских фотографов. Она уже наделала шума в Амстердаме, а после Москвы в лучших традициях наших передвижников отправится кочевать по России.
Современные голландские фотографы, снимающие в жанре натюрморта, имеют превосходных предшественников. От их полотен фотографы и отталкиваются, интерпретируют их и ставят в современный контекст. Молодым присущи минимализм, вкус к работе с формой, светом и цветом. Удивить этим сегодня трудно, но голландцы подкупают еще и чувством юмора, иронией и самоиронией, тягой к абсурду.
Последние четверть века голландская фотографическая школа – одна из ведущих в мире. Традиции, которые развивают и смело нарушают молодые фотографы в поисках нового визуального языка, заложены Ринеке Дийкстаром, Эрвином Олафом, Антоном Корбайном, Инес ван Ламсверде, Винодом Матадином и другими классиками современной голландской фотографии. Многие из них уже известны в Москве благодаря прошлым выставкам.
Как превратить в натюрморт беспорядок на рабочем столе? Или шоколадные батончики и газировку? Голландцы, как и их предки-живописцы, справляются с подобными задачами изящно и легко. Хотя некоторые снимки требовали долгой подготовки. Фотограф Диана Ширер ждала
полгода, пока корни растений на снимке примут форму горшка. Она каждый
месяц аккуратно и бережно разбивала горшки, чтобы не затронуть и не
повредить структуру корня. Классическими натюрмортами, как в живописи XVII века, современных зрителей тоже не удивишь. Чтобы зацепить поколение, привыкшее к информации с дисплея, голландские фотографы прибегают к более ярким, порой кричащим образам. Так, совместный снимок Анушки Бломмерс и Нильса Шумма, на первый взгляд, далек от традиционного натюрморта, но его пластическое исполнение отсылает к жанровой голландской живописи. Еще один фотографический дуэт, Зандера и Лернерта, специализируется на трехмерных натюрмортах из бытовых вещей (чемоданов, туфлей, электроприборов и т. п.), превращая окружающие предметы в объекты искусства. У себя в Нидерландах эти фотографы весьма популярны. Выставка уже вызвала небывалый интерес в музее фотографии Амстердама.
По словам зама директора музея фотографии Амстердама Марселя Фея, одной из особенностей современной голландской фотографии можно назвать иронию. Молодые фотохудожники иронизируют над современным миром. Чтобы вышло удачно, надо дистанцироваться от своего предмета, забыть его привычное назначение и найти новое, поинтереснее.
Чтобы зритель увидел, как изменился голландский натюрморт за четыре столетия, на одну из стен повесили картины 17 века из Музея изобразительных искусств имени Пушкина. После москвичей фотоработы художников поколения «now», как называют их организаторы выставки, смогут жители российских регионов.
Дата публикации: 2013.05.24
Источник: Культура
|