Ирвин Пенн: Фотографирование торта тоже может быть искусством
«Фотографирование торта тоже может быть искусством», утверждал Ирвин Пенн, открывая собственную студию в 1953 году. Вскоре он подтвердил своё заявление серией рекламных иллюстраций, создавших новый высокий стандарт в этой области и заработавших автору уникальную репутацию. Он завоевал свою славу во многом благодаря своим инновациям, особенно в портретной съемке и натюрморте. В последующие годы он обратился к телевизионной рекламе, где также нашёл выход его удивительный талант. У Пенна больше всего подражателей среди современных рекламных фотографов, его работы широко признаны и превозносятся до сих пор. Помимо его работы в журнале «Вог» (американские, британские и французские издания), фотографии мэтра представлены во многих важных фотографических коллекциях, в том числе в Музее современного искусства, музее Метрополитен, Галерее американского искусства Эдиссона и в музее искусства в Балтиморе. В 1958 году Ирвин Пенн был назван одним из «10 величайших фотографов» в международном опросе, проведенном журналом «Популярная фотография». Высказывание самого мастера об этом замечательно показывает одновременно его целеустремлённость и идеализм: «Я являюсь профессиональным фотографом потому, что это лучший способ, какой я знаю, чтобы заработать деньги и позаботиться о моей жене и детях». Будущий гений фотографии родился 16 июня 1917 года в Плайнфилде, Нью-Джерси, закончил государственную школу, а в возрасте 18 лет поступил на четырёхгодичное обучение рекламному дизайну в Школу искусств в Филадельфии, где учился у Алексея Бродовича. Во время подготовки к карьере в качестве арт-директора Пенн работал курьером в журнале «Харперс Базар», а также учеником художника, делавшего эскизы обуви. Тогда он ещё не думал стать фотографом. Первой работой Ирвина после окончания Школы искусств в 1938 году была должность арт-редактора в журнале Лиги юниоров, позже он поступил на аналогичную работу в универмаг Saks Fifth Avenue. В возрасте 25 лет он бросил работу и потратил свои небольшие сбережения, чтобы отправиться в Мексику, где целый год занимался живописью, прежде чем убедился, что из него никогда не выйдет художник. Возвратившись в Нью-Йорке, он был удостоен аудиенции Александра Либермана, арт-директора журнала «Вог», который нанял Ирвина в качестве ассистента, специализирующегося на подборе фотографий для обложек. Персонал фотографов журнала не слишком охотно воспринимал его идеи, поэтому Либерман предложил Пенну начать снимать самому. Взяв казённую камеру и опираясь на собственную информацию и опыт, Ирвин создал композицию, в которой собрал большую коричневую кожаную сумку, бежевый шарф и перчатки, лимоны, апельсины и огромный топаз. Фотография попала на обложку октябрьского «Вог» 1943 года, и с неё началась удивительная фотографическая карьера Ирвина Пенна. Пенн вскоре продемонстрировал свою необыкновенную способность к работе, гибкость, изобретательность и фантазию в различных областях, в том числе в редакции иллюстраций, рекламе, фотожурналистике, портретной съёмке, в жанре натюрморта и фотопутешествий, а также на телевидении. В своих ранних работах Ирвин любил использовать приёмы собственного изобретения, меняя их время от времени. Одно время он ставил два стола, образующих угол, в который он помещал свою модель. Это было, как объяснял Пенн, средством концентрации внимания модели на съёмке. Некоторые люди чувствовали себя в безопасности в этом месте, другие – словно в ловушке. В этом «угловом периоде» он снимал герцогиню Виндзорскую, Спенсера Трейси и Ноэль Ковард. В другой раз Пенн использовал старый ковер, который он приобрёл в одном из магазинчиков на Третьей авеню в Нью-Йорке. Он использовал эту ветошь для портретов на протяжении трёх месяцев. На фоне этого ковра были сделаны портреты Джона Дьюи и Альфреда Хичкока. Пенн применял самое разнообразное оборудование, материалы и методы в своей работе, меняя их в соответствии с переменами в собственных взглядах. Время от времени он обращался то к Лейке или Никону с огромным количеством объективов, то к панорамным 4Х5 или 8X10 Deardorf, Rolleiflex или Hasselblad. Обработку черно-белых фотографий маэстро проводил целиком в своей мастерской, цветные же снимки отдавал в другие лаборатории. Ирвин Пенн умер 7 октября 2009 года в Нью-Йорке, до последних своих дней снимая для «Вог» и оставив замечательное наследие в искусстве и ремесле фотографии.
Дата публикации: 2013.03.08
Источник: Answers Corporation
|