Искусство садовой фотографии
Автор статьи, Джейн Рекстен – координатор ботанического образования в зоопарке Калгари. «Сад – хорошее место для получения глубоко личных эстетических и даже духовных опытов, точнее, таким местом заведомо является хорошо спроектированный сад.
Можно ли это точно передать на фотоснимках? Это и есть цель искусства садовой фотографии».
Алан Манделл
Сад может питать чувства и душу. Многие сады создавались, как место выхода из суровости повседневной жизни, передышки, в то время как другие – как вызов посетителю, чтобы пробудить особые эмоции или ответ. Независимо от предназначения, сады часто пользуются вниманием фотографов.
Я бы не стала называть себя садовым фотографом, но если вы посмотрите фотографии, хранящиеся на моем ноутбуке, вам бросится в глаза почти полное отсутствие на них людей и бесчисленные снимки местных и зарубежных садов и экзотических растений. Так что я, безусловно, фотограф, чей объект – по преимуществу сады и растения.
Я часто фотографирую исключительно для информационных целей – использую эти снимки в лекциях о садоводстве, ботанических курсах обучения и в отчетах о растениях собственного и других садов, это своеобразная фото-картотека, позволяющая сориентироваться самой и подсказать другим, где купить саженцы, семена и другой посадочный материал. Фотографии табличек с именами растений заменяют мне блокнот. Подобные фото я снимаю со знанием дела, но в них есть большой элемент механистичности.
Садовая фотография может быть и настоящим произведением искусства, и это, безусловно, относится к образам, созданным фотографом Аланом Манделлом. Он называет себя фотохудожником, его работы отмечены на международном уровне в более чем 30 журналах и 60 книгах.
На вопрос, чем садовая фотография отличается от съемки других объектов, Манделл поясняет, что, в частности, при съемке сада, который разбивал кто-то другой, процесс является совместным по своей природе, вы снимаете чужое творчество. Кроме того, в создании снимка участвуют природа, время года, свет, индивидуальные «привычки» растительного материала, пространство, атмосфера и ваше собственное ощущения, порождаемые этим садом.
«Все это входит в композицию. Так что снимок оказывается одновременно связан с внешним миром (садом и дизайнером) и внутренним миром (самого фотографа)».
Садоводы, которые стремятся схватить суть собственного сада, имеют здесь явное преимущество. Как говорит Манделл: «Вы находитесь в идеальной ситуации, когда фотографируете свой собственный сад, потому что можете наблюдать его ежедневные и ежечасные изменения и можете тут же взяться за дело, когда сад скажет: Я готов к фотосессии!».
Он советует пользоваться преимуществами, которые дает рассеянный свет в облачные дни: «Вы увидите, как в мягко освещенные дни цвета становятся более насыщенными и сочными».
Алан дал ряд советов относительно ключевого оборудования: «Штатив даст вам свободу для гораздо большего творческого выбора». Он советует купить кабель спуска затвора, чтобы исключить возможность дрожания фотокамеры.
В последние несколько лет я побывала в великолепных садах в Нью-Йорке, штате Виктория, Сан-Франциско и Англии. Независимо от масштаба и сложности сада, в нем для меня всегда найдутся виды и сценки, которые заставляют меня остановиться и насладиться в этот неповторимый момент, оценивая то, что садовник оказался в состоянии создать в умелом взаимодействии с природой.
Каждый человек получает в саду свой личный опыт, и он бывает различным для каждого. Цель Манделла – сделать этот опыт реальным субъектом фотографии. Это не всегда просто. Но его работа – хорошая иллюстрация его же принципа: «если, когда вы смотрите вовне, вы смотрите и внутрь, это выводит ваши фотографии на более глубокий уровень».
Моя задача, так как и я развиваюсь в качестве фотографа растений и садов – выйти за механическое, в сферу искусства.
Дата публикации: 2011.07.09
Источник: Calgary Herald
|