К 100-летию Якова Рюмкина: выставка «Живите, пожалуйста!»
В фотогалерее имени братьев Люмьер с 13 февраля по 17 марта работает новая выставка из серии «Подлинники». Экспозиция «Живите, пожалуйста!» включает более полусотни фотографий Якова Рюмкина и посвящена его 100-летию. Яков Рюмкин родился в Черкассах, на Украине. В пятнадцать лет, успев поработать чистильщиком обуви у подъезда редакции харьковской газеты, бойкий хлопчик пришёл в газету в качестве курьера. В этой должности он проработал недолго, но научился быстро бегать, находить, кого надо, и в указанный срок выполнять порученное ему редакцией задание. Это ему очень пригодилось, когда он, закончив рабфак, стал фоторепортёром центральной республиканской газеты. К началу Великой Отечественной войны Яков Рюмкин был уже известным фотожурналистом, снимал для «Правды» и «Огонька». Его фотографии полюбились людям за искренность и темперамент. Он запечатлевал полярников, сталеваров, людей искусства, моряков, – всегда находился в центре событий. Особое место в его творчестве отводилось детям.
Когда грянула война, Яков Рюмкин в первые же дни ушёл на фронт фотокорреспондентом «Правды». Писатель-фронтовик Борис Полевой говорил, что даже среди беспокойного племени военных фотокорреспондентов трудно было найти в дни войны фигуру более колоритную и динамичную, чем корреспондент «Правды» Яков Рюмкин, с которым писателю доводилось встречаться на многих фронтах от Нижней Волги до Шпрее. Фронтовая биография фотокора содержит уникальный эпизод: полетев снимать горящий Сталинград, он сбил вражеский самолёт, сидя на месте стрелка-радиста. Как утверждал он потом, он сделал это «в порядке самообороны» и даже «со страху». Потом сильно огорчался, что упустил в это время ценный кадр. У него много снимков, сделанных во время боя, в передовых наступающих частях, в пылающем Сталинграде. Яков Рюмкин был ранен и контужен, как солдат награжден орденами Отечественной войны 1 степени и Красной звезды.
Человек чрезвычайно общительный, с большим чувством юмора, он легко сходился с людьми, становился своим в любой среде. Репортёр был первым на месте грандиозных событий в стране. Вот что рассказывает о нём другой известный фотомастер Юрий Кривоносов. Когда всё связанное с дрейфующей во льдах Арктики станцией «Северный полюс» было ещё строго засекречено, он вернулся оттуда с огромным количеством отснятых плёнок, и они вдвоём целый день печатали снимки для показа в высоких инстанциях. Из них позднее сложилась большая книга-фотоальбом «Северный полюс». Когда началась целинная эпопея, Яков Рюмкин отправился туда с первым эшелоном и привёз прекрасные, живые и динамичные снимки. Автор воспоминаний сказал ему, что они оттого такие, что сняты без всякой организации, по ходу событий. На что тот ответил, что всё в этом репортаже организовано, неорганизованно они только водку пили.
Яков Ильич ещё с времён работы на Украине пользовался особым доверием Никиты Сергеевича Хрущёва, был с ним лично знаком. Ему поручали съёмки таких чрезвычайно важных мероприятий, как партийные съезды. Однажды он снимал выступление Хрущёва, стоя на ступеньках, ведущих к сцене Дворца съездов, и так увлёкся, что оступился и повалился назад, а за ним по закону домино стали валиться другие репортёры. Получилась куча-мала, зал засмеялся. Хрущёв прекратил выступление и поинтересовался причиной смеха. Увидев барахтающихся репортёров, Хрущёв, среди наступившей тишины, произнёс: «Товарищ Рюмкин! Я вам, кажется, никогда не мешал работать!» Неизвестно, чем это могло кончиться, но вслед за этим, сделав успокаивающий жест пальцем, Никита Сергеевич продолжил доклад. Вот что значат давние творческие связи с ответственными работниками, заключает рассказчик.
По воспоминаниям Юрия Михайловича, Яков Рюмкин очень бережно и уважительно относился к своему еврейству, готов был отстаивать свой «пятый пункт», не стесняясь в средствах. Если ему давали какое-то глупое задание, он говорил, что не еврейское это дело. Был такой случай. Как-то во второй половине пятидесятых годов компания поехала пообедать в ресторан «Советский» при одноименной гостинице. Кроме Кривоносова и Рюмкина, были еще советский цветной печатник - потомственный фотограф-муромец Игорь Сажин и собственный фотокор «Огонька» по Украине Николай Козловский. У Рюмкина тогда был маленький «Москвич» первого выпуска, в который все как-то втиснулись. Пообедав, вышли из ресторана, и тут к Якову прицепились таксисты – не там, мол, поставил машину. Особенно изгалялся один, который позволил себе пройтись по поводу носа Рюмкина. «Ах, тебе мой нос не нравится? - усмехнулся Яков, - сейчас тебе и твой не понравится!» И молниеносным движением расквасил ему нос. Пока таксисты бегали за милиционером, все четверо сели в машину и укатили. С тех пор у Якова появилось прозвище – «Кэбмен-забияка», по имени лондонского кэбмена, напавшего на диккенсовского Пиквика.
Якову Ильичу удалось создать не просто «летопись времён минувших». Его фотоколлекция отражает пережитое и достигнутое нашим народом, во многом теперь утраченное… Большой мастер, он умел увидеть среди множества явлений и отразить самое важное, существенное, типичное. О своих фотографиях Яков Рюмкин говорил, что ни одна из них не сделана специально. Он вложил в них свою душу и любовь. К великому сожалению, весь его довоенный архив сгорел во время войны.
В нынешней экспозиции более пятидесяти снимков периода войны и послевоенного времени. Все фотоработы напечатаны вручную с подлинных негативов.
Дата публикации: 2013.02.26
Источник: fotonovosti.ru
|