Камера не лжет? Что, правда?
14 лет назад испанский фотограф Джоан Фонткуберта был приглашен запечатлеть останки неизвестных видов, открытых на пляже и в прилегающих пещерах. Прибыв, он был изумлен, узнав, что окаменелые останки принадлежат «морским людям», утверждает аннотация к одному из разделов выставки, занявшей два этажа солидного музея.
Впечатляющая коллекция фотографий Джоана представляет окаменелости под водой и в песке, с несомненной формой человеческих скелетов с рыбьими хвостами. В аннотации сообщается, что Джоан освещал проект как фотограф дикой природы. Если верить этой аннотации, открытия внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас поражающие снимки Джоана выставлены в Бредфорде, рядом с окаменелостями, которые могут быть описаны только как принадлежавшие русалкам. Чтобы поверить, надо это увидеть. Или?
Погуляйте подольше по выставке – еще и не то увидите. К примеру, обезьяну с совиными крыльями и летающего козла, фотодоказательства свежеоткрытых галактик и секретного ордена скандинавских монахов, практикующих чудеса.
Добро пожаловать на «Страннее фантастики», первую в Британии ретроспективу работ Джоана, расположившуюся на двух этажах Национального медиамузея и аккумулировавшую более 30 лет работы всемирно известного фотографа, бросающего вызов фотографии, науке и религии. Провокационные, невозмутимые, странные и остроумные, его снимки исследуют нашу склонность верить тому, что мы видим.
С 1980-х Джоан открывает «новые и необъяснимые феномены», и сотни его снимков и документальных «свидетельств» археологических находок выставляются по всему миру. Шесть его проектов выставлены в лондонском музее науки. Первая реакция на работы 59-летнего Джоана, по его собственным словам – изумление. На первый взгляд всё выглядит убедительно: кроме фотографий, выставлены научные журналы, схемы и чертежи, записки и артефакты из экспедиций. Но пристальный взгляд заметит ключи, подсказывающие: всё не так, как кажется.
«Я использую ту же технику, что и фокусники – отвлекаю внимание, – говорит Джоан. – Моя работа – это ловушки, но и ключи, так что когда вы смотрите на что-то, приходит момент сомнения».
Джоан создал около 90 работ, от набросков до чучел в полный рост. Каждая часть его работы полностью искусственна, в ней нет ничего реального. Даже реального Джоана, который предстает на своих снимках в фантастических обличьях. Отвергая мнение, что камера никогда не лжет, он настаивает, что фотография создана для манипуляции, будь то снимок в газете или семейном альбоме. Он исследует правдивость и надежность фотографии, с глобальным посланием о том, что мы должны не можем принимать на веру то, что видим.
«Когда мы видим фотографию, мы склонны верить, что она правдива. Скептицизм требует большего усилия, – говорит Джоан. – Мы принимаем авторитет фотографии, а музейная экспозиция добавляет авторитетности. Когда вы видите что-то в музее, вы думаете, это должно быть настоящим».
На выставке представлены фотографии поддельных окаменелостей на стене пещеры. «Я оставил их там, чтобы кто-нибудь нашел, – говорит Джоан. – Вернулся недавно и увидел, что они покрыты мохом, что делает их вид еще аутентичнее».
Экспозиция охватывает самые разные темы, от природных до метафизических и духовных. Среди снимков и экспонатов – фауна, которую исследовал вымышленный немецкий профессор в начале 20 века в поисках исключений из теории Дарвина, в том числе кролик с могучими клыками, бинокли, камеры, записки профессора, снимки его детей в 1907 году. Ботанические «исследования» Джоана представлены в стиле презентации National Geographic-style. Масштабные воздушные снимки гор и водопадов оказываются обработанными на компьютере маленькими моделями. Целые миры у Джоана могут зарождаться и вовсе случайно. Может, просто не было в продаже автошампуня – и появились снимки новых созвездий и звездных систем, которые на самом деле ничто иное, как пыль и мошкара на ветровом стекле. Одни снимки Джоана жутковаты, другие забавны. Как фотоотчет об открытом им финском монастыре, где монахи левитируют и испускают молнии. В роли монахов выступает сам фотограф.
Возможно, самое удивительное – то, что Джоан – фотограф-самоучка. Его работы получали бесчисленные награды престижных конкурсов, их приобретали музеи от нью-йоркского Метрополитен до центра парижского Помпиду. Джоан вырос в Испании при режиме Франко, что привело его к сомнениям относительно любой авторитарности и цензуры. Журналистское и рекламное прошлое дало свой искрометный импульс вызову тому, как мы видим мир.
«Я привык ко лжи», – говорит Джоан со шкодливыми искорками в глазах.
Выставка продлится до 5 февраля.
Дата публикации: 2014.12.24
Источник: Bradford Telegraph and Argus
|