Классики фотографии: Спортивно-композиционная игра Льва Бородулина
В Мультимедиа Арт Музее к 90-летнему юбилею советско-израильского фотографа Льва Бородулина открылась его ретроспективная выставка. Лев Бородулин известен в первую очередь как мастер спортивной фотографии – казалось, достаточно формального и не пользующегося большим почетом жанра. Экспозиция развеивает этот застарелый миф.
Лев Бородулин пришел в фотографию во время, когда она полностью подчинялась идеологии и пропаганде и не имела особых возможностей для художественного развития. А вот как раз спортивная тематика чуть ли ни единственная тогда была более свободна от идеологической нагрузки и давала возможность творческого самовыражения. Лев Бородулин снимал бесконечные спортивные мероприятия – парады, соревнования, игры и старты, но ставил не столько репортажные задачи (что, конечно, тоже требовалось для работы в «Огоньке»), сколько художественные. Он ловил «тот самый момент» – броска, прыжка, удара, особо сложной гимнастической позы, наивысших напряжения и динамики, человеческие эмоции после пропущенного и наоборот, забитого гола, в сосредоточенности на трудной задаче, вглядывался в красоту движения. Герои его снимков воплощали суть самого спорта, напряженного, эмоционального, концентрированного.
Лев Бородулин умел схватить и короткий миг, позволяющий шутить в таком серьезном деле, как советский спорт: скучающе зевает судья в президиуме жюри, волейболист тянется за мячом, как космонавт за спутником в советских скульптурах, улыбается под водой пловчиха, любовно названная фотографом «Золотой рыбкой», удачно пойманный в кадр нокаут напоминает старые голливудские фильмы.
Сравнительно большая свобода от идеологии совсем не означала неподцензурность. За другую пловчиху Льву Бородулину влетело от «самого» Суслова. Фото этой пловчихи украсило обложку «Огонька», посвященного Олимпиаде 1960 года в Риме. На следующий день «Правда» вышла с разгромным письмом «читателя», написанное главным идеологом страны Михаилом Сусловым (или в той или иной мере его референтами). Суслов окрестил снимок «летающая ж***». Льва Бородулина прикрыл тогда главред «Огонька» взяв всю ответственность на себя, а «летающая ж***» через много лет продана на Сотбис за $3793.
Впрочем, при всем внимании к человеческому существу, кажется, в большей степени Льва Бородулина волновало даже не это. Он мастер кадра, композиции, красота построения которой, выверенность, сбалансированность, удачно расставленные акценты и переводили его репортажную фотографию в сферу высокого искусства.
Лев Бородулин любуется графической игрой снарядов и препятствий, превращением людей в смысловые точки и пятна композиционной черно-белой игры. Это умение он перенесет и в другие жанры фотографии, когда в 72-м, на пике карьеры, объехав множество стран и получив на Олимпиаде в Мюнхене золотую медаль за достижения в области спортивной фотографии, переберется в Израиль и там будет вглядываться в совсем иные лица, любоваться тенями иных улиц, оставаясь при этом преданным фотографии, основанной на классических канонах лучших из предшественников.
Дата публикации: 2013.01.21
Источник: РБК daily
|