Маржана Садыкова: последний тайм
Сегодня, 16 апреля, умерла от рака 14-летняя Маржана Садыкова, успевшая за свою короткую жизнь стать известным фотографом. На недавней единственной персональной фотовыставке Маржаны «Гости» было представлено около 60 работ. «Как ни странно, ограниченная возможность – это Возможность», – рассказывала она в интервью для каталога выставки. «Сначала у меня просто есть представление о том, какой должна быть будущая работа, – делилась Маржана. – Потом, когда вижу человека, пришедшего позировать, нередко – в первый раз в жизни, с которым, возможно, даже никогда не разговаривала, это представление корректируется, иногда – кардинально меняется. Часто сначала человек старается выглядеть так, как он считает красивым или правильным, и если суметь пойти дальше, то можно увидеть настоящее преображение».
«Мои съемки из одного и того же ракурса полны открытий и радуют меня своей новизной всякий раз, я к этому никак не привыкну. Конечно, я бы с удовольствием встала, но все же я как творческий человек не страдаю от того, что не могу это сделать, я просто вижу то, что, возможно, не видно другим» (из интервью для каталога выставки).
«Ты вдруг видишь человека с неожиданной стороны, открываешь в нем то, что, может быть, он и сам в себе раньше не замечал, – делилась Маржана. – Я хочу сломать социальную оболочку и увидеть все грани личности. Ведь социум так или иначе диктует манеры поведения, какие-то привычки. И, например, человек считает, что он должен быть обязательно веселым или улыбающимся, а иногда наоборот – непременно серьезным, солидным. Мне хочется пройти дальше, увидеть, кем еще он может быть. Как правило, это удается, человек раскрывается, и мне кажется, это ему тоже нравится – попробовать разные роли.
А потом, когда я рассматриваю фотографию, отбираю из множества кадров тот самый, где он открылся камере, где они поладили, нашли друг друга. Во время съемки я могу даже не увидеть этот момент, но камера не подводит, она все помнит в деталях.
Порой бывают самые настоящие человеческие открытия. Тогда я просто не в силах сдержать удивления, особенно если речь о каких-то наших знакомых: «Неужели это – Оля?! Никогда не думала, что она может быть такой». «Неужели этот тот человек, про которого принято говорить „творческая натура“, которого все привыкли считать легкомысленным и несобранным, вдруг оказался серьезным и таким организованным?!»
Первый фотоаппарат, обычная «мыльница», появилась у Маржаны на день рождения, когда она еще не умела читать. Она этот подарок не просила, не понимала, зачем он ей.
«Я подумала, что нажать кнопку обычной пленочной „мыльницы“ ребенок сумеет. И будет снимать то, что ей интересно. А заодно у меня появилась бы возможность больше узнать о дочери (то, о чем мечтает каждая мама)», – рассказала мама Маржаны Амина. В тот раз после нескольких кадров фотоаппарат был разбит, разломан и разобран. Однако фотографировать Маржане понравилось. Ей «педагогично» подарили новую «мыльницу» – от Деда Мороза. С ней Маржана обращалась уже аккуратно. Начала снимать – явно не шедевры, все подряд, пленки менялись, как пулеметные ленты. От разорения семью спасло только то, Маржана готова была щелкать кнопкой фотоаппарата бесконечно – есть пленка или нет, рассказала ее мама. Она водила дочку на все существующие занятия для детей, чтобы определить, где ей больше понравится: от балета и акробатики до музыки и рисования.
Вся энергия, которая раньше распылялась, после болезни направилась на фотографию. Хотя фотография Марджану всегда очень интересовала. Она освоила Фотошоп, изучала работы именитых мастеров, у нее были любимые фотографы, большинство из которых живет в Москве, она общалась на фотографические темы в сети и была в курсе того, что происходит в мире фотографии. Но большие фотопроекты откладывались на будущее. Для них казались необходимыми дорогая камера, сложная натура (хотелось снимать на природе), дорогой реквизит. Маржана планировала, что вырастет, заработает денег – и примется реализовывать свои идеи в фотографии.
Ее снимки выдавали человека, много и осмысленно читавшего. «Ей 13 лет, мне – 44 года, но она прочитала больше книг и может дать дельную консультацию по многим вопросам», – подтверждает Амина.
«В фотографии я ничего не смыслю, поэтому в основном наблюдаю, как Маржана снимает, – рассказывала ее мама. – Наблюдая, можно лучше узнать человека. В том, что касается фотографии, она главная, и все здесь по ее правилам. Я смотрю, как она может организовать процесс съемки, создать атмосферу на площадке, как будет вести модель в нужном направлении, как соблюдает сроки и выполняет обязательства. Она не раз удивила меня, – каждый прожитый с ней день может быть уроком».
Фотография стала для Маржаны не хобби и даже не профессиональной деятельностью, а гораздо большим. Работая, она возвращалась в разнообразный огромный мир, от которого была отрезана болезнью. В последнее время Маржане была нужна помощь, но больше не та, о которой думаешь в таких случаях, – не деньгами и операциями. Нужно было немного смысла, немного света, немного счастья – для того чтобы прожить то немногое время, что оставалось.
Хотя и деньги тоже потребовались. В прошлой жизни, до болезни, Маржане в голову бы не пришло просить подарить дорогой профессиональный фотоаппарат новой модели. Когда прошлой осенью она сначала не смогла встать с кровати, потом стало трудно сидеть, попросила. Его купил фонд «Вера». Свет и фон купили сами. Когда ее мама вставляла штепсель в розетку, обычная московская однушка превращалась в съёмочную площадку. Маржана так и говорила: «У нас на площадке». Туда приходили знакомые и не очень, модельной и скромной внешности, мужчины и женщины, старые и юные – все, откликнувшиеся на просьбу Амины и Маржаны и бывшие готовыми посвятить два-три часа своего времени съёмке. Дольше Маржане было тяжело. Но она говорила, что боли утихали, когда она снимала – лёжа, опершись на локоть.
«В последнем тайме самому можно придумать правила, сыграть невероятные роли. Это время может быть наполненным и радостным… – писала Амина фонду «Вера». – Сейчас я лучше понимаю, для чего существуют хосписы и фонды, помогающие людям в нашем положении. Они делают всё для того, чтобы ощущение, что всё кончено, превратилось в жизнь, полную событий, пусть и недолгую. Чтобы ожидание смерти стало жизнью, радостной, счастливой, полной любви, общения и пр. Чтобы человек успел максимум из того, что запланировал или мечтал, и здесь нет глупых или непрактичных желаний, здесь всё возможно».
«Я научилась смотреть на мир глазами Маржаны, она помогла мне увидеть больше, – говорила ее мама. – Ей не нужно приукрашивать этот мир, она любит и понимает его таким, какой он есть. И она не боится… И когда я смотрю её глазами, мне тоже не страшно».
Дата публикации: 2013.04.16
Источник: Православие и мир
|