Мастера фотографии: Арнольд Ньюман
Недавно Центр фотографии им. Люмьеров знакомил москвичей с
легендарным мастером портрета, снимавшим всех знаменитостей прошлого
века, от Пикассо и Стравинского до Вуди Аллена и Генри Миллера. Ему
позировали президенты и звезды Голливуда, коллеги фотографы и
миллионеры. Арнольд Ньюман снимал для Лайфа, Harper’s Bazaar, Vanity Fair, любил натюрморты и абстракции. Его собственная глава в истории мировой фотографии – портреты в естественном окружении. Он не снимал своих героев в своей студии, а шел к ним, реорганизовывал то, что их окружало, не ограничиваясь, скажем, мастером на фоне его работ. Если Арнольд Ньюман брался за портрет, его было не остановить.
Однажды его попросили снять портрет Алана Хиршфельда президента Columbia Pictures для корпоративного ежегодного отчета. Магнат дал знаменитому фотографу 15 минут. Ньюман согласился, попросил всех присутствующих оставить их, вдвоем, обещав отзвониться после съемки. Полчаса прошли, час прошел, помощники Хиршвельда осмелились нарушить уединение фотографа и модели – и застали своего босса заслушавшегося увлекательнейшими историями Ньюмана. Босс уже снял пиджак, закатал рукава рубашки, на столе была коробка кинопленки, в кресле – журнал. Ньюман не перевернул в кабинете все вверх дном, но создал нужное ему естественное окружение. После такого трюка уже не удивляет Вуди Аллен, лежащий у Ньюмана поперек кровати со сценарием и раскадровкой. Притом Ньюман не шел на поводу того, что было данностью, а создавал ситуации, сам организовывал пространство, выстраивал всю геометрию снимка и был в этом виртуозом. Он умел помещать героев в почти театральные мизансцены, делал их лица и фигуры частью сложного паттерна (вот где сказывалась любовь к абстрактной фотографии). К примеру, фотографа моды, светского льва сэра Сесила Битона Ньюман в гостиной, на фоне растительного узора ковра, отсылавшего к рубежу веков и любви британцев к «естественной» парковой культуре. Портреты Ньюмана были не столько «повседневными», сколько символическими: без лишних деталей, с фоном, превращавшим лицо, вещи, предметы в знаки понятного тем, кто в теме, письма. И для выхода из «плоскости» в иные измерения Ньюману годились вещи, гораздо более простые, чем постельное белье 3d.
Ньюман всегда видел человека как тайну, это было для него принципиально. Он был убежден, что показать всего человека с помощью фото – это чушь. Показать можно то, что раскрывает «внешний человек» в то время как внутренний человек открывается редко, иногда и самому себе.
«Внешнего» человека Арнольд Ньюман раскрывал на сто процентов. Фотограф Джоэл-Питер Уиткин, работавший с темой ужаса перед болезнями, смертью, уродством на портрете Ньюмана стал героем собственных снимков. Ньюман показал его как слепца, воспользовавшись хитрыми эффектами освещения, а руки изящной бабушки Лизетт Модел, превращавшей обычных толстух во что-то необъятное, сделал просто огромными. Это – невинные шутки с коллегами.
Совсем иначе использовал свое мастерство Ньюман в портрете друга и инвестора Гитлера Альфреда Круппа, чьих рабочих-рабов отправляли в крематории, если они не могли приносить своему хозяину нужный ему доход. Ньюман пытался найти ход, чтобы ненавязчиво показать, кем Крупп на самом деле был. Фотограф осветил его с боков и попросил податься вперед. И вдруг у самого фотографа волосы встали дыбом: боковой свет сделал Круппа похожим на дьявола. Ретуши на снимке нет, Ньюман сам вспоминал, что Крупп был красив.
Ньюман учился, чтобы стать художником, но это было время Великой депрессии, денег на обучение хватило на два года, и по приглашению друга семьи Ньюман стал снимать в дешевой студии в Филадельфии. Затем Арнольд Ньюман вспоминал: основой его подхода к портрету стало сочетание увлечения абстракцией и интереса к портретам в натуральном окружении. Портрет, по его убеждению, должен быть полным, насколько это возможно. Внешнего образа и даже раскрытия особенностей личности одних недостаточно. Фотограф должен показывать взаимотношения человека и мира, переплавлять идеи в органическое целое, а фотографические образы героев – создавать атмосферу, которая отражает впечатления фотографа в целом.
Дата публикации: 2014.11.05
Источник: Российская газета
|