Мастера фотографии: Олег Бурбовский
Олег Бурбовский – один из отцов-основателей Всеукраинского творческого национального союза фотохудожников Украины (НСФХУ), член его правления со дня основания, глава приемной комиссии, председатель правления Запорожского отделения. Заслуженный работник культуры, заслуженный фотохудожник Украины, художник Международной федерации фотографического искусства (FIAP), председатель крупнейшего украинского фотоклуба «Запорожье», единственный на Украине почетный гражданин города за фотографические заслуги. Активнейший участник международного фотографического движения (свыше 400 отечественных, зарубежных, групповых и персональных выставок). Лауреат золотых, серебряных, бронзовых наград FIAP и PSA, диплома World Press Photo, премии Признание-2000. В этом году патриарху запорожского фотоискусства Олегу Бурбовскому исполнится 75 лет.
В школе Олег Бурбовский не мечтал о фотографии, но любил рисовать карандашом и акварелью. Первые снимки сделал в 1956 году, когда оканчивал техникум, трофейным Кодаком, принадлежавшим отцу друга, и был заворожен процессом. В том же году будущий мэтр, поступивший в Таганрогский радиотехнический, купил фотоаппарат Зенит-С с телеобъективом Юпитер-11. На 5-м курсе он сделал первые художественные фотографии – Осень, Расставание, У друга и другие. Их заметил в местном фотоклубе литературовед и чеховед Михаил Громов. Он распечатал снимки в домашней лаборатории 30х40 см и помог устроить первую персональную выставку.
Вернувшись на Запорожье, фотограф женился, в свадебное путешествие отправился в Тбилиси, к родителям жены и там снял портрет старой женщины «Позади целый век». Фото попало на всесоюзные и международные выставки, получило много наград, после чего Олегу Бурбовскому предложили работу вне штата в фотохронике ТАСС. Однако оказалось, что снимать нужно очень много и очень быстро, требования были больше идеологические, чем художественные, и при первой возможности Олег Бурбовский вернулся «на хлеба свободного фотохудожника». Одним из первых в Запорожье он начал преподавать на самых первых запорожских курсах фотомоделей и выставляться за рубежом. На одной из первых зарубежных выставок – запорожских фотографов в Румынии его «Старуха» получила Гран-при, которым был огромный красивейший ковер ручной работы. Правда, эту награду фотограф не получил: когда проводилась растаможка товаров, следы ковра затерялись между румынской и советской таможнями. Та же участь ждала в изданную во Франции книгу «Венус» (все про «ню») с фото подруги Олега Бурбовского Светы. Книга была выслана автору фото, но советскую таможню не прошла.
По мнению Олега Бурбовского, фотограф должен каждую неделю «выдавать на гора» 30-40 качественных снимков, 3-4 из которых окажутся очень хорошими. Когда пройдет нужное время, из них может выкристаллизоваться одна гениальная работа.
Бог посылает фотохудожнику материал, а его задача – не пройти мимо, быть всегда начеку, учит Бурбовский. Так, он снял последний прижизненный портрет великого украинского футбольного тренера Валерия Лобановского. Снимали матч, скамью тренеров. Олега Бурбовского что-то тревожило, не давало покоя. Вдруг потянуло снять тренера еще раз. Минут за 15 до конца матча Валерий Лобановский взялся за часы – и фотограф спустил затвор. А через минуту, не отпуская часов, тренер потух на глазах. Приехала «скорая», но было уже слишком поздно…
Основой основ фотограф считает композицию и в своем фотоклубе заставляет новичков при съемке обращать внимание «буквально на все». Бурбовский учит «снимать не безалаберно» и видеть главное, учиться у живописцев, чаще ходить в музеи. Есть фотографы, умеющие снять суперлаконично – на фотографии один-два предмета, а результат просто потрясающий, считает он.
Дата публикации: 2012.07.13
Источник: Все о фотографии
|