Наследник русского авангарда
Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет юбилейную выставку Якова Халипа. 15.10.- 16.11.2008 «В дозоре», 1937 Яков Николаевич Халип родился в 1908 году в Петербурге в семье интеллигентов. В 1926 году его фотография «Набережная Москва-реки ночью» впервые была опубликована в журнале «Огонек». В 1928 году он уже принял участие в выставке «10 лет Советской фотографии» и получил диплом за серию портретов актеров. Его снимки постоянно печатаются в журналах «Кино и жизнь» и «Советское фото». «Жажда», 1958 В 1930 году он приходит в крупнейший иллюстрированный журнал «СССР на стройке» и к середине 30-х годов уже становится одним из ведущих фоторепортеров журнала. В 1935 году Яков Халип вместе с Александром Родченко работает над Альбомом, посвященном 20-летию Красной Армии и Флота. В этот период он снимает свои наиболее известные фотографии «Торпедные катера и гидросамолеты» («Квадрат 69»), «На страже», «Торпедист». Снимая сюжеты о Балтийском флоте, Халип делал и совершенно мирные фотографии. Одна из них «Яхты в Финском заливе» принесла ему медали на международных фотосалонах. В 1938 году Яков Халип становится участником экспедиции по спасению полярной станции СП-1 и с борта ледокола посылает серию очерков, которые печатались в центральных газетах, включая «Правду». В этом же году в числе членов экспедиции, он был приглашен на прием в Кремль, где познакомился со Сталиным, который разрешил фотографу снять его, фотография «Сталин среди героев-папанинцев» уже на следующий день появилась на страницах «Правды». В 1941 году Якова Халипа назначают редактором журнала «СССР на стройке», но с началом Великой Отечественной войны издание журнала было приостановлено. Яков Халип становится военным корреспондентом и поступает в распоряжение редакции «Красной звезды» и Совинформбюро. В эти суровые для страны годы, он снимал на девяти фронтах - в осажденных Одессе, Севастополе, Мурманске, Вязьме, Вильнюсе. После войны у фотографа возникли трудности с трудоустройством: это было время борьбы с «космополитизмом». Халип внештатно снимает для «Огонька», «Смены», как и многие фотографы, он работает в фотоиздате ВДНХ, берется за любую работу, вплоть до съемок видовых открыток. И только в 1954 году после смерти Сталина приходит в журнал «Советский Союз», который стал преемником легендарного «СССР на стройке». В этом журнале фотограф проработал до конца своей жизни. Журнал из культового превратился в «глянец» - витрину «советского образа жизни» и Яков Халип, вместе с коллегами освещает достижения социализма. Его фотографии стали полноправными документами эпохи. В эти годы он исколесил всю страну, снимал в разных концах России. «Потепление» 1960-х отразилось и на работе журнала «Советский союз». Начались поездки за границу. Так появились фотографии, сделанные в Алжире («Встреча в пустыне»), Марокко («Восточный базар»), Италии (репортаж из Раппало о гонках старинных автомобилей) и многие другие фотографии, которые можно увидеть на выставке. "Встреча в пустыне Сахара" Яков Халип оставил громадный архив негативов и фотографий. Его работы сегодня находятся в коллекциях многих музеев и фотогалерей Европы и Америки, постоянно появляются на международных аукционах. К 100 летнему юбилею Якова Халипа Фотогалерея имени братьев Люмьер представляет коллекцию лучших фотографий автора, который, являясь прямым наследником русского авангарда, одним из основоположников стиля «сталинский ампир» в фотографии, внес огромный вклад в фотожурналистику и фотоискусство страны.
Дата публикации: 2008.11.10
|