Назад под землю
Возвращаться к работе после отпуска всегда жестко. Гора статей, через которые надо продраться, почтовый ящик, переполненный входящими сообщениями, которые надо просмотреть… Но, когда я вернулся в офис пару недель назад, на моем столе лежала еще и новая книга, «Сабвей» Брюса Дэвидсона. Хотя многие, возможно, скажут, что это совсем не новая книга, а всего лишь репринт старой, и это, конечно, так, или, если быть более точным, обновленная версия книги, впервые изданной в 1986.
Книга включает более ста фотографий, снятых Дэвидсоном в нью-йоркской подземке в первой половине 80-х, когда оно было известно криминалом и дикими граффити.
Вначале он снимал черно-белые фото, но, к счастью, вскоре стал делать цветные, и результат оказался завораживающим. Серые пещеры, разукрашенные цветовыми пятнами, пространства, заполненные застывшими пассажирами, и всегда чувство тревоги. Эти образы – реальная, опасная, иногда жутковатая жизнь, а не реклама
в метро Москвы.
Некоторые из захваченных им в кадр улыбаются на камеру, другие пойманы врасплох, некоторые с выражением, которое можно увидеть только в общественном транспорте – пустой взгляд, когда в отсутствие зрительного контакта мечтают о более счастливом месте.
Хотя фото Дэвидсона не могли записать звуки, жару и запахи места, они каким-то образом позволяют чувствовать энергетику этого пространства – словно скрежет металла по металлу.
Книга содержит эссе Брюса, оно тоже завораживает. Там фотограф упоминает практические аспекты проекта, включавшие в себя тяжелые тренировки, чтобы войти в форму перед входом в подземный лабиринт. Эти тренировки давали уверенность, что справишься с постоянной теснотой, с различными ситуациями, которые могут встретиться. Каждый день Дэвидсон паковал фотоаппарат, пленку, вспышку, блокноты и, что было для него еще более важно, книгу со снимками, которые уже сделал – показывать своим потенциальным героям.
Он знал об опасностях работы в таком изолированном месте и писал: «Пассажиры на платформе смотрели на меня, с моей дорогой камерой на шее, так, что я чувствовал себя туристом в месте, где все посходили с ума».
У него было множество путей, чтобы приблизиться к своим героям, но ключевым было действие импульсивное и без промедления, потому что иначе создавался труднопреодолимый барьер. Дэвидсон работал с мощной вспышкой, не имел места, в котором можно спрятаться в процессе, поэтому иногда просил разрешения, а иногда надеялся, что герой фото посмотрит благосклонно, если он сходу снимет его. Для него было важным и выслать фото настолько многим из снятых, насколько он мог.
Сейчас этим фотографиям более 25 лет, они запечатлели единственное в своем роде время и место, однако этот проект – один из тех, которые должны глубоко штудировать все учащиеся фотодокументалистике. Подземная сеть предоставляла Дэвидсону напряженные сюжеты и действовала как сцена, на которой он мог отбирать актеров, чтобы наполнить свой мир.
Это хорошая, честная фотография, без хитростей, просто тяжелая работа, сделанная одним из величайших фотографов 20-го столетия.
Дата публикации: 2011.09.26
Источник: BBC
|