Огромный сверхмощный лазер стал героем захватывающих снимков
Когда Роберт Шульц получил разрешение снимать чрезвычайно мощный лазер, находящийся в недрах техасского университета, то в итоге появились снимки, вдохновленные Анри Картье-Брессоном. Они кажутся имеющими отношение к вечности и адресованными самой широкой зрительской аудитории. После создания снимков Роберт Шульц основал проект, итогом которого должна стать книга «The Superlative Light» (что можно перевести, как «Кульминация света»). Она может появиться осенью.
Техасские ученые с помощью лазера изучают, как умирают звезды и формируются галактики, и Роберт Шульц решил заснять саму суть их работы. Для этого ему нужен был правильный род вдохновения. «У меня было реальное чувство вхождения в священное место, – признается он. – И этому помогало то, что место, где расположен лазер, само напоминает кафедральный собор». Хотя для Шульца его снимки – по большей части не о том, как всё выглядит. Фотограф пытался схватить, каково это – создавать науку. И именно ту и такую, какую делают с помощью этого лазера эти ученые.
Щульц впервые получил доступ к съемкам в 2009 году. Около 9 месяцев, в течение которых ученые готовились начать использовать лазер, фотограф был их тенью. К началу съемок лазер был самым мощным в мире и один на пике требовал в 2000 раз больше энергии, чем вся электросеть США. В начале съемки Шульца продвигались медленно, так сложна была вся сцена. Сложно было и выбрать оборудование: места для работы было немного. В итоге фотограф остановился на маленькой Лейке M6 с 50-миллиметровым объективом. «Я постоянно боялся, что буду путаться у ученых в ногах или задену за что-нибудь», – признался Шульц. Для съемок, «героем» которых был сам лазерный луч, он выбрал еще одну камеру, пленочный Фуджи Неоплан 1600 с непрямой наводкой с помощью дальномера, чтобы защитить свое зрение от поражения светом. Выбор в пользу пленки уменьшил риск потери кадров: если бы лазер засветил прямиком в объектив, Шульц утратил бы один кадр, а не целую матрицу. Неоплан 1600 выдавал высококонтрастные кадры и помогал создать нужное настроение снимков. Фотограф снимал несколько недель, не прерываясь на проявку первых пленок, что вынуждало его держаться избранной манеры, не метаться и не мудрить. «Мне очень помогло какое-то время снимать "вслепую"», – рассказал Шульц.
Между съемками было много времени, и Шульц читал две книги: «Вселенная в одном атоме: Конвергенция науки и духовности» Далай-ламы XIV Тэнзина Гьяцо и «Разнообразие научного опыта: Персональный взгляд на поиски Бога» Карла Сагана. Обе книги имеют дело с конвергенцией религии, духовности и науки, и Шульц сказал, что они помогли ему быть «в нужном потоке». Во время съемок его вдохновляла и научная фантастика. Он осознал, что снимки выглядят почти сверхъестественно, потому и избрал линию между фактом и художественностью. Когда будет издана книга с этими снимками, она будет включать и настоящую научную фантастику – рассказ писателя, математика Руди Рукера.
Съемки было пора заканчивать, когда Шульц понял, что наконец понял, как и что в лазере работает. Он боялся, что это уменьшит его священный трепет и в результате пострадают снимки. Но в то же время он понял, что за 9 месяцев совершил полный круг.
На снимке – техник следит за выполнившим свою задачу лазерным лучом, направленным в компрессорную комнату, где компрессор «останавливает» этот луч, постепенно сокращая его энергию.
Дата публикации: 2014.03.22
Источник: Wired
|