Основатель Fotolia: профи надо вкладывать в путешествия и моделей, новичкам – искать свое
Самая популярная фотография на крупнейшем европейском фотобанке Fotolia продана за $1-2 около 30 тысяч раз, т. е. ее автор заработал порядка $60 тысяч, рассказал Слону и программе «Рунетология» его основатель Олег Чельцов. Лучший фотограф Fotolia зарабатывает больше €100 тысяч в месяц. Олег Чельцов поделился со Слоном и Рунетологией своими советами начинающим на фотобанке и прогнозами развития коммерческой фотографии – довольно радужными. Профи, которые хотят зарабатывать деньги на фотографии, должны иметь десятки тысяч снимков, инвестировать в модели, путешествия, искать красивых людей, отметил основатель Фотолии.
Начинающим фотографам важно не копировать то, что есть: оно уже существует и продается лучше у застолбивших этот подход, тему и т. п. первыми. Зато начинающие могут найти свою тему, и не обязательно она должна быть самой заметной на сайте, советует Олег Чельцов. Например, можно снимать вулканы или цунами, хотя это очень сложно. Подобные фото моментально стали бы продаваться. Если у фотографа красивая жена или красивые дети, он может делать хорошие семейные фото в саду. Снимки с природой продаются хорошо, правда, на Фотолии их избыток. Кроме того, для продаж важно находить удачные ключевые слова, хорошо описывающие снимки. Фото с неудачными или похожими на спам ключами система может отклонить.
Большинство фотографов на Фотолии зарабатывает €200-500 в месяц. Для любителя это неплохие деньги, $5-6 тысяч в год, позволяющие покупать новые камеры и оборудование. Если доход начнет расти, любитель может перейти в лигу профи. На Фотолию приходит очень много писем с благодарностями за подобный поворот событий, позволивший бросить скучную ежедневную работу и переключиться целиком на фотографию.
Фотография – прибыльный бизнес с хорошими перспективами. Люди все больше общаются с помощью изображений, создается все больше девайсов, заточенных под картинки. Реклама с картинками преследует нас повсюду. Фейсбук и Пинтерест – по большей части просто сайты личных фотографий, с помощью которых люди показывают свою жизнь. Причин остановки роста этой тенденции нет.
Хотя качественная фотография достаточно сложна. Нужны модели, дизайнеры, студия, чтобы все выглядело красиво. Если снимать для спа, приходится арендовать салон, привозить модель, класть ее и фотографировать. Все это – инвестиции. С другой стороны, иногда хорошо продаются очень простые фотографии. Не обязательно это должно быть искусство. Может сработать идея: любви, сотрудничества, отдыха. Должна быть построена концепция, должны быть нормальные пропорции. Очень хорошо продаются снимки на пляжах, в горах.
Когда Фотолию запустили, пошел большой поток снимков, но их качество было слабеньким, продаж не было. Основатели сайта долго не знали, что делать. Затем заключили договоры на рекламу своего ресурса с самыми большими хостинговыми компаниями Европы, пошли первые продажи, начался ажиотаж у фотографов, появилась информация на форумах, что на Фотолии продаются фотографии, люди начали открывать аккаунты, появились более профессиональные фотографии, качество фотобанка пошло вверх. Он начал давать больше рекламы через хостинги. Очень помогло то, что Фотолия оказалась первой на рынке.
С ростом числа снимков становилось все легче. Дизайнеру мало 100 тысяч фотографий, нужно, чтобы была изображена вся жизнь через фотобанк. Например, он ищет собачку с красной шапочкой, не находит и больше не возвращается никогда. Сейчас на Фотолии можно найти минимум 10 тысяч снимков собачек в красной шапочке.
Для клиентов самое главное – поиск. Фотолия много работает над улучшением поиска – глобального и регионального. Для россиянина на ту же тему отдыха или бизнес-встречи в России нужны иные снимки, чем для японца. Для русских будут выдаваться снимки с русскими, для китайцев – с китайцами. Идеально сразу выдать клиенту снимок, который он купит. На Фотолии есть сложные алгоритмы поиска, чтобы приблизиться к предложению идеальных вариантов всем покупателям.
Фотолия растет быстро и продолжает много платить, особенно фотографам, присылающим много изображений, имеющих хорошие позиции в поиске, потому что у них хорошие фотографии. В перспективе это может стать проблемой. Если будут миллионы фотографов и рост бизнеса будет меньше, тогда в среднем выплаты могут стать меньше. На этот счет есть два плана: поднять стоимость снимков и выплат или ужесточить конкуренцию. Сейчас Фотолия в год выплачивает $35-40 млн комиссии, они делятся между фотографами. Один хороший фотограф может получить достаточно большую часть.
Однако пока Фотолия растет на 30-40% в год, и Олег Чельцов не видит причин остановки роста в будущем. Фотографии все любят, все хотят быть фотографами и становятся ими с помощью различных девайсов. А профессиональная и красивая фотография остается чем-то уникальным, это все равно искусство, требующее таланта.
Дата публикации: 2013.02.12
Источник: Slon
|