Пабло Пикассо фотограф
Экспозиция «Пикассо и камера» в лондонской галерее Гагосяна
настолько наполнена рисунками и картинами, что насытит самые голодные
глаза. Потому было бы неблагодарным обращать слишком много внимания на
то, что ее посыл «Пикассо посвящал много усилий и размышлений
фотографии» остался в общем нераскрытым.
Зато
большую часть выставки составили произведения из частных коллекций.
Здесь отлично представлен кубизм в творчестве Пикассо – такой же путь
воссоздать все вещи, как фотография. Кубистическое видение Пикассо
привело к визуальной революции и подкреплялось его фотографическими
опытами, утверждает одна из экспонирующихся на выставке статей. В ней
говорится, что снятые Пабло Пикассо в Испании в 1909-м году фотографии
стоят за его же кубистическими пейзажами, написанными тем же летом. На
выставке эти пейзажи и фотографии расположены рядом, так что каждый
желающий может решить, насколько крыши, расположенные во всех
направлениях, и скошенная перспектива фотографий повлияла на
пересекающиеся планы картин.
В
отдельной витрине расположены фотографии, которые Пикассо делал со
своих картин того же периода. У художника была мания документировать
всё, что он делал. Как он сам сказал классику фотографии Брассаю,
недостаточно знать работы художника. Надо знать, когда он их сделал,
почему, как и при каких обстоятельствах.
На
фотографиях, снятых Пикассо – его первая жена, балерина Ольга Хохлова,
Сергей Дягилев, Леонид Мясин, Наталья Гончарова, Жан Кокто. Снимки 1931
года – каталог постоянных изменений, вносившихся Пикассо в скульптуры,
моделью которых была его любовница Мария-Тереза Вальтер. Здесь Пикассо
впервые обращает серьезное внимание на освещение и угол фотографии.
Пикассо
и позже опирался на фотографии, как источник для картин. Хотя, судя по
этой выставке, всерьез возможности фотографии Пикассо не воспринимал, в отличие от Дега
и Константина Бранкузи.
Большая
часть экспозиции посвящена тому, как Пикассо эксплуатировал фотографов,
а они – его, в создании мифа о гении с лысой головой и горящим
взглядом. Став знаменитостью еще до 30 лет, Пикассо поддерживал этот
статус до конца жизни, в немалой степени благодаря фотографам. Его
снимали чаще, чем какого-либо другого художника 20 века за исключением
разве что Энди Уорхола. К его образу приложили руку Брассай, Люсьен
Клерг, Арнольд Ньюман, Эдвард Квинн, Жак-Анри Лартиг, Ман Рэй, Андре
Вилье и другие монстры фотографии. Некоторые снимки растиражированы чуть ли не больше, чем репродукции Пикассо (не считая Голубки и Герники, конечно). Все они представлены на выставке.
Свой вклад в создание образа Пикассо внесли и киношники.
Дата публикации: 2015.11.10
Источник: Wall Street Journal
|