Персональная выставка Леонида Лазарева
На фестивале молодежи и студентов, проходившем в Москве в 1957 году, Леонид Лазарев завоевал Вторую премию. Но главное - оказался в рядах таких же молодых фанатов, как он сам, упорно и безапелляционно отстаивавших съемки без предварительной постановки и инсценировки и всей своей эстетикой нарушавшие цензурные каноны того времени. Каждый четверг молодые единомышленники собирались на заседания фотосекций при Комитете молодежных организаций, чтобы показать друг другу и мэтрам старшего поколения свои работы, до хрипоты поспорить о прошлом, настоящем и перспективах фотожурналистики и фотоискусства. Д.Шостакович. 1964Главному художнику журнала «Советская женщина» Кирику Владимировичу Орлову приглянулся Леонид Лазарев, что и определило последующие четыре года его профессиональной работы фотокорреспондентом женского журнала, который, кстати, сумел привлечь к себе весьма известных репортеров, прошедших школу 30-х годов и фронты Великой Отечественной. Обстановка в боевом «фотографическом коллективе» редакции была по-настоящему творческой, благодаря не только безупречному вкусу и профессиональным навыкам К.В. Орлова, но и его несомненному моральному авторитету. Триумф М.Плисецкой
География командировок? О такой широте можно только мечтать: везде и повсюду. Творческий диапазон? Безграничный. Но главным образом - жизнь и труд людей в самых разных уголках тогдашнего Советского Союза. Что касается творческих результатов, то самый запомнившийся на всю оставшуюся жизнь - снимки, достигшие Англии и попавшие в книгу фотошедевров, созданных известными фотографами мира. Удача? Возможно. Но, может быть, она в какой-то мере помогла осознать, насколько, кроме дара Бога, необходимо специальное образование. Высшего фотографического тогда (как, к сожалению, и в наши дни) не было. Но к счастью, был легендарный ВГИК с его кинооператорским факультетом, на котором уже с первого курса прививалось уважительное отношение не только к кино-, но и к фотокамере, ее разнообразным творческим возможностям. А потом, в 1964 году снова заманчивое предложение от Эдуарда Кравчука, возглавившего фотослужбу нового журнала «Кругозор», совместившего изображение и текст со звуком. Писали и снимали для журнала в те годы весьма именитые писатели, барды и фотожурналисты. Работы было много до умопомрачения, командировок - бесчисленное множество, требования к результатам фотосъемок - самые высокие. Словом, настоящая профессиональная школа, и к тому же - работа над кинофильмами, из которых несколько были высоко оценены преподавателями ВГИКа и даже удостоились чести быть представленными на экранах Центрального телевидения. Фестиваль молдежи и студентов. 1957Итак, фотография и кино. Но выяснилось, что столь же близки могут быть самым парадоксальным образом фотография и… театр. Издательство «Планета» предложило сделать набор больших фотооткрыток, посвященных Малому театру. Леонид и не подозревал, что уже работа над книгой «Национальный театр России» на многие годы станет ведущей темой его творчества. Насколько фотохудожнику удалось проникнуться этой темой и достигнуть определенных высот в весьма типичных театральных съемках, можно судить по одному весьма примечательному факту. С результатом съемок четырех спектаклей довелось ознакомиться прибывшим в Москву японским театральным деятелям. Внимательно изучив снимки, японцы, не побывав ни на одном из спектаклей… пригласили труппу Малого театра на гастроли в Японию с этими четырьмя спектаклями. Право же, такое услышишь нечасто даже в самых комплиментарных оценках профессиональных достижений фотографа. Рядом с Пушкиным. 1957
Однако рассказ о творческой деятельности Леонида Николаевича Лазарева нельзя считать полным и всеобъемлющим, не сказав о его… литературных увлечениях. Влюбленность в фотографию, кинематографическое образование в какое-то время стали в один рост с поисками своего лица в литературном творчестве. Причем, в его весьма специфическом виде. Помогло этому, вероятно, врожденное чувство юмора. Фамилия Лазарева вдруг стала появляться на страницах… «Литературной газеты». А в 1986 году он удостаивается почетной премии газеты наряду с Жванецким, Резниковым и художником Песковым. Но и это еще не все… Сочетание отменного вкуса, как в фотоискусстве, так и в литературном творчестве, породило нечто совсем уж неожиданное – фототеатр, где фотоизображение, диалог, актеры, фотографы создают новые ассоциации. Фото - это документ, речь может быть художественным вымыслом, а актер существует в координатах реального времени. Так рождался Фототеатр, идеи которого нашли воплощение в эстрадном варианте. Успешные гастроли на сценах столиц союзных республик в качестве «актера разговорного жанра» вместе с соавтором Л. Резниковым. Штрихи детства. 1957 …И все же, все же! Главным остается фотография, и только фотография. Все остальное либо удовольствие, либо временное увлечение, в той или иной степени лишь помогающее фототворчеству. Съемки и компьютер, компьютер и съемки… День за днем с желанием и любовью - навсегда. (Григорий Чудаков, бывший главный редактор журнала «Советское фото») ОТ АВТОРА
Рожден 14 июля 1937 года в Москве. Фотолюбительствовал со школьной скамьи. С приходом в 1957 году Фестиваля молодежи и студентов возникла непрекращающаяся тяга к фотолетописи. Вторая премия на фотоконкурсе фестиваля. Этот успех внес принципиальное изменение - возникло понимание фотоискусства как профессии. Комитет молодежных организации взял под свое крыло молодых птенцов с фотоаппаратами. Почти системно стали открываться фотовыставки с названием «Наша молодость». Меня пригласил журнал «Советская женщина» работать фотожурналистом. Состоялось знакомство с Кирик Владимировичем Орловым - главным художником журнала, которому удалось приоткрыть тайны профессии и повлиять на шкалу ценностей в моей голове. Началась гонка командировок и непередаваемое чувство ответственности. Съемки по всему Союзу, съемки в Кремле. Результатом этого напряжения были премии журнала за 1960-1962 годы. В 1962 году, по мнению зарубежной прессы, попал в число лучших фотографов мира. С 1964 года фотокорреспондент журнала «Кругозор». Работаю рядом с выдающимися пишущими журналистами. Закладываются основы нескольких проектов. На Всесоюзной выставке художественной фотографии награжден в 1961 году за работу «Сестра», в 1962 году — за фотографию «В Карпатах», и эта же работа была использована Л.П. Дыко в книге о фотокомпозиции. Лидия Павловна Дыко неоднократно помещала мои фотографии в своих книгах. Л. Волков-Ланит также поместил мои фотоработы в своей книге «Искусство фотопортрета». За плодотворную работу в 1972 году отмечен руководством журнала. 19 июня 1972 года заканчиваю Институт журналистского мастерства. Получаю премию международного фотоконкурса журнала «Новое время» в 1974 году. Премия в 1984 году на всесоюзной выставке «40-летие Великой Победы». Наконец, защищаю диплом во Всесоюзном институте кинематографии (ВГИК), кинооператорский факультет. Продолжая работать в журнале «Кругозор», нахожусь в поиске новых форм в творчестве и, как результат, становлюсь лауреатом «Литературной газеты» за 1986 год. В 1989 году создаю эстрадный номер в разговорном жанре с использованием фотографии, и приказом по Министерству культуры РСФСР мне присваивается звание Артист разговорного жанра со ставкой 9 руб. 50 коп. за выход. Гастроли по столицам Союзных республик. Окончательно сформировалась идея Фототеатра. Становлюсь свободным художником и в подтверждении этому получаю звание «Кодак-Мастер». Сосредоточился на крупных проектах, один из которых только что вышедшая книга (официальное издание правительства Москвы) под названием «Москва – многонациональная». Сегодня, так же как и 50 лет назад, испытываю душевный подъем, держа в руках камеру и вглядываясь в окружающий мир.
Ваш Леонид Лазарев.
Дата публикации: 2008.12.12
|