Подозрительный взгляд через объектив: «Новая фотография – 2012» в MoMA
Это – статья, утверждающая, что защита интересов потребителя в искусстве – плохое дело. Однако если люди перестанут покупать ненужные вещи, экономика обрушится, и где мы тогда будем? Поэтому по крайней мере последние полстолетия художники небезучастны к интересам потребителя и его разрушающим душу эффектам.
Фотографы кажутся особенно озабоченными этой темой, может, из-за степени, в которой их «медиум» используется для смазки колес коммерции. Как реакция, многие концептуально мыслящие артисты развернули фотографию на саму себя, с подозрением косясь на ее всеохватывающее видение, и «Новая фотография 2012» в нью-йоркском Музее современного искусства предлагает несколько интересных экземпляров такого отношения.
Четверо из пятерых участников этой экспозиции фокусируются на том или ином аспекте индустриально производимой культуры.
Энн Коллиер приближается к этой теме в холодной, классической, тонкой, остроумной манере в больших, четких постановочных снимках. Иногда они слишком очевидны, как снимок разворота фотожурнала, где камеры и превозносящие их тексты противопоставляются заднему плану с обнаженным женским торсом. С другой стороны, Энн может делать более инсайдерскую фотографию. В лучших снимках, как тот, что с двумя пачками старых конвертов пластинок, опирающихся о белую стену, миссис Коллиер выдает нечто менее предсказуемое. На конвертах, обращенных к зрителю – фотографии голубого неба с пунктуацией тонких облаков. Это – поэзия, намекающая на рождение чувства и воображения в объектах, имеющих определенную коммерческую ценность.
Артефакты масс-культуры – не всегда осязаемые объекты. Большие цветные абстракции Шираны Шабази – то, что философы называют «вторичными качествами»: цвета, свет и текстура, вносящие свой вклад в аллюр за желанными удобствами.
Культурные артефакты могут быть и расфасованными фантазиями, предоставляемыми фильмами и журналами для фэнов. Работа Зои Крошер «Проект Мишель Дюбуа» основан на сокровищнице любительских снимков, сохраненных миссис Дюбуа, женщиной с американского Среднего Запада, много путешествовавшей и иногда работавшей в эскорте. Снятые миссис Дюбуа и анонимными другими, они представляют ее в различных стереотипных гламурных обличьях: сексуальной медсестры, блондинки-кинозвезды, темной искусительницы и т. п. Миссис Крошер внесла свой вклад, перефотографировав, увеличив, изменив и стратегически расположив эти снимки так, как миссис Дюбуа, вероятно, никак не могла бы представить. Некоторые снимки сняты изогнутыми – то ли были найдены так, то ли изогнуты самой миссис Крошер. В любом случае, этот материал интригует.
Рассматривая работы этих четверых фотографов, вы можете задуматься: а как же реальная жизнь, которую фотография когда-то надеялась передать с непревзойденной резкостью?
Здесь вступает команда из двух человек, известная как Birdhead (Птичья голова). Джи Вейу и Сонг Тао используют нецифровые (т. е. аналоговые) камеры и пленку, чтобы снимать сцены, происходящие повсюду в их родном Шанхае и его окрестностях. Напечатанные в ч/б, без рамок, эти темноватые снимки людей, зданий, неба, деревьев и других обычных предметов фотографии создают привлекательный визуальный поток поэтического сознания. Но вместе с гораздо большим по размеру снимком самих фотографов, позирующих, как рок-звезды в центре их экспозиции, обрамленной настоящими старинными деревянными кабинетными дверями, прикрепленными к стене поверх некоторых фотографий, их презентация имеет обескураживающее грандиозный вид.
Экспозиция «Новая фотография 2012» продлится в Музее современного искусства до 4 февраля.
Тем временем в Москве готовятся переделать в свой музей современного искусства кондитерскую фабрику «Большевик». В проект, включающий 5,5 га открытой территории, прогулочную парковую зону, кафе и рестораны, магазины, офисы и озеленение территории, будет вложено более $200 млн, что снова отсылает нас к проблеме «художник и потребление».
Дата публикации: 2012.12.25
Источник: New York Times
|