«Разрушенный»: Моби как фотограф
Когда бессонница охватывает электронного музыканта и шестикратного
номинанта на Грэмми Моби в 3 часа утра в любом из совершенно идентичных
отелей гастрольного тура, он позвонит домой, а потом будет смотреть из
окна на городские огни, которые продолжают ярко гореть всю ночь, и
наблюдать что-то ужасающее.
«Есть что-то завораживающее в том,
как люди отходят ко сну в городах, оставляя свет», – говорит он. «Я
смотрю на опустевшие города, зная, что все спят, но предполагая, что
все, возможно, исчезли, похищены, вознеслись на небо и я – единственное
существо на Земле. Это похоже на апокалипсический солипсизм».
Когда
Моби созерцал такой вот предполагаемый конец человечества однажды ночью
из окна чикагского отеля, он снял первое фото. Когда то же случилось в
Берлине, он снял несколько больше, и вскоре у него скопилось целое
портфолио фотографий из туров, которые документировали одиночество и
фанатичное идолопоклонство толпы, соседствующие в гастрольной
музыкантской жизни, через образы отелей, аэропортов и кричащих толп. Он
показал снимки некоторым друзьям, занимающимся творчеством, и когда они
одобрили его работу, решил создать фотографическую книгу и шоу.
Хотя
Моби (настоящее имя Ричард Мелвилл Холл) снимает с 10 лет,
вдохновившись когда-то своим дядей, работавшим фотографом в Нью-Йорк
Таймс и передавшим ему дешевое фотооборудование, он никогда не стремился
стать мастером визуальных искусств.
«У меня ушло 36 лет на то, чтобы чувствовать себя комфортно, представляя свои изображения миру», – говорит он.
Спасибо новшествам цифровой фотографии, «теперь есть целый мир фотографов-любителей, которые делают хорошие снимки».
Моби
признался, что долго не решался называть себя фотографом; как бы то ни
было, он говорит, что на него оказали влияние Вольфганг Тиллманс и
Эдвард Стейхен.
«Когда я рос, мы были очень бедны, и и
экс-бойфренд моей мамы дал мне книгу Стейхена», – рассказал он. «Это
была единственная книга по искусству, которую я видел. Я запомнил ее
наизусть».
Название шоу пришло из фотографии, которую Моби снял в аэропорту Ла Гуардия.
Он
увидел электронный знак в пустом холле, возвещавший: «Невостребованный
багаж будет уничтожен (разрушен)», но текст был таким большим, что знак
показывал только по одному слову в каждый момент времени.
Слово
«разрушенный», противоречившее пустынному, чистому холлу – один из
многих контрастов, которыми дают наслаждаться фотографии Моби.
На протяжении всего шоу фотографии пустых холлов, одетые в одну и ту же «униформу» кровати и стандартное оборудование для гостиниц
сопоставляются со сделанными со сцены фотографиями кричащих фанов,
выглядящих одинаково, будь то в Брюсселе или Брисбене (Австралия).
Одиночество просто сменяет формы.
Фотографии – настолько же
документы путешествий Моби, насколько и исследования «non-places»
(«не-мест», «ничейных пространств», «несуществующих мест»), термина
французского антрополога Марка Оже, придуманного для описания мест,
выглядящих одинаково вне зависимости от того, где находятся. Каждый
номер отеля знаком и чужд в то же самое время.
Хотя выставка и
последний альбом Моби делят то же заглавие, они имеют мало общего,
рассказал он: «Методология, путь, каким сделана работа, так различны»,
«Я работаю над каждым треком месяцы и месяцы, а снять фото – это вот так
быстро, это спонтанное действие. Поэтому я люблю фотографию – потому
что подход здесь настолько отличный от музыки».
Тем не менее, то
и другое создано в той же обстановке, Моби сводил музыку альбома
«Разрушенный» в тех же номерах отеля, которые он столь холодно
фотографировал.
«Я хотел бы пожаловаться кому-нибудь на
гастрольный образ жизни, потому что играть музыку перед людьми – это
здорово, но это странный способ жить», – говорит он. «Это напоминает
странствующего коммивояжера в пьесе Сэмюэла Беккета, но каждый раз это
заканчивается на сцене перед 30 тысячами людей».
Дата публикации: 2011.10.31
Источник: The Washington Post
|