Смерть культуры: апокалиптические видения нашего будущего под водой
Будущее имеет длинную историю в искусстве. Художники-романтики любили изображать, как великие здания их времен будут выглядеть, превратившись в руины. В конце 18 века архитектор сэр Джон Соун поручил художнику Джозефу Ганди изобразить свой с иголочки шедевр, Банк Англии, когда он обветшает (и здесь реальность настигла воображение в 1920 году, когда банк был разрушен). Эта апокалипсическая фантазия повлияла на французского художника Юбера Робера, изобразившего в 1796 году заросший сорняками Лувр с провалившейся крышей. Искусство современного фотографа Пабло Геновеса продолжают эту традицию, рассказывает Гардиан.
В одном снимке фотограф изображает Большую галерею того же Лувра, когда в нее врывается море. Сила фотографий Пабло Геновеса – в столкновении непреходящего культурного величия с умопомрачительными природными катаклизмами. Его образы тревожат и завораживают: книги и искусство, память и история могут быть утеряны. Как бы высоки ни были цены на ювелирные украшения на заказ и как бы бесценны ни были великие произведения искусства, всё может пойти прахом.
Разница между искусством Пабло Геновеса и его предшественников – в том, что сейчас это не романтическая фантазия, а вполне возможная реальность. Поразительные научные данные детально показывают вызванные людьми климатические изменения. Безрадостные анализы тщательно вычерчивают возможные последствия таяния ледников и подъема уровня моря. Мы уже не можем смотреть на эти сюрреалистические изображения как на игры разума. Они больше похожи на визуализацию вероятных прогнозов.
И эти кошмары мы уже видели, не в виде искусства, а в новостях. Ураганы Катрина и Сэнди породили сцены столь же странные и чудовищные, как фотографии Пабло Геновеса. Когда с десяток лет назад часть Нового Орлеана оказалась под водой, фотографам не нужен был Фотошоп, чтобы снимать апокалиптические образы потопа. Как и на востоке Англии в феврале прошлого года.
Пабло Геновес создает свои видения с энтузиазмом виртуозного живописателя катастроф. Но с каждым днем подобные картины становятся всё менее фантастическими и всё более «прозаичными». Смерть цивилизации когда-то была мрачной темой для упражнения фантазии художников. Сейчас это слишком реальная опасность, которую пытается постичь наше воображение.
Дата публикации: 2015.05.07
|