Социологи с помощью фотоконкурса выяснили, что для россиян свято и ценно
Социологи попытались выявить образ «святого и ценного» для россиян, устроив годовой фотоконкурс работ на эту тему. Визуальный итог подводит фотовыставка «Святое и ценное в России», открывшаяся в Российском православном университете. Главным открытием исследовательского проекта социологической службы «Среда» стал «антропологический акцент»: доминантой почти половины снимков о святом и ценном было человеческое лицо. Ни один участник конкурса не ассоциировал «святое и ценное» с государственной символикой, не было прислано ни одного снимка с флагом, гербом и так далее.
Организаторов это почему-то тревожит, они говорят о каком-то «запросе на самоопределение». Лица же были не плакатными, живыми, случайными, снятыми с явной доброжелательностью. Не портретные фотографии демонстрируют тот же «смысловой акцент на людях».
Конкурс не позиционировался как православный, но 13% снимков ожидаемо были с православными храмами и монастырями, еще 7% – с православными обрядами. Большинство храмов на снимках – разрушенные или восстанавливаемые, блистающие свежей позолотой в ранг «святого и ценного» попали в виде исключения. Мусульманские и буддийские ритуалы были только на нескольких фотографиях (зато одна из них вошла в число призеров). Участники старшего возраста чаще обращали внимание на обрядовую сторону религий. Религиозные сюжеты чаще присылали мужчины, а для женщин «святым и ценным» чаще оказывались природа, быт, дети.
Дети и младенцы были на 11% присланных фотографий – одни или с мамами. Пап и полных молодых семей на снимках почти не было. Другое дело – серебряная или золотая свадьба.
Общий крен в сторону сюжетов о пожилых людях стал очевиднее, когда жюри стало отбирать снимки, вышедшие в полуфинал. В этом выборе превалировали старые лица, «грязные села», «ощущение потери», «доминанты скорби, жалости и красоты печали». Первое место жюри отдало осеннему портрету одинокого старика – деревенского жителя (фотограф Андрей Хитайленко). Среди призеров оказались фотографии «Старушечье счастье» Игоря Логунова, «Глаза истории» Сергея Коляскина из серии, посвященной памяти о Великой Отечественной.
Член жюри, главред «Коммерсанта-FM» Константин фон Эггерт в связи с этим сделал вывод, что у россиян ценности ассоциируются с прошлым. Журналиста такая тенденция тревожит: все укореняется в прошлом, что говорит о неспособности россиян совладать с российской историей, ее ужасным ХХ веком, в общем, «это историческая рана в сознании россиян». Константина фон Эггерта удивило и то, что большинство фоторабот представляют сельскую, деревенскую Россию. В стране, где 75% населения – горожане, это может означать взгляд на деревню как на некую идеальную модель. Среди избранных сюжетов не оказалось ни горожан и признаков городской культуры, ни образов профессии, ни книг, ни телесной красоты, физической привлекательности, отметила координатор службы «Среда» Алина Багрина. Нет и личных почти «святых» вещей: «Из более чем 2 тысяч снимков хоть бы кто прислал что-то статусное, престижное – любимую машину, например», – иронизировала социолог.
Отклик фотографов оказался неожиданно для организаторов массовым. В течение прошлого года на конкурс прислано 2160 снимков от 600 с лишним участников из России и ближнего зарубежья. Окрыленные успехом социологи планируют продолжение исследований по визуальной антропологии с помощью нового фотоконкурса «Локальные святыни России». Им интересна корреляция визуального представления святынь с атласом, составленным на основе опросов в регионах России.
Выставка в главном здании РПУ на Новой площади продлится до 14 апреля.
Дата публикации: 2013.04.10
Источник: NEWSru.com
|