Сюрреалистическая Северная Корея Кристиана Аслунда
Примелькавшаяся в новостях, постоянно пугающих ядерной угрозой и цитирующих недружелюбную риторику ее лидера, Северная Корея – одна из самых изолированных и опасных диктатур в мире. Однако попасть туда оказалось неожиданно легко: операторы предлагают массу комплексных туров и авиабилеты онлайн. Согласно информации контролируемых государством новостных агентств, поток туристов за последние 4 года даже резко вырос, особенно из Европы. Известный шведский фотограф-креативщик Кристиан Аслунд решил воспользоваться одним из этих туров осенью 2011 года, когда покойный Ким Чен Ир был еще у власти. Фотограф описывает свой визит как «сюрреалистический экспириенс». «Гидами» тура были охранники, оставлявшие группу только на ночь, в отеле, и следили за тем, чтобы «гости» видели только то, что им полагалось видеть: «Храмы, роскошные отели, девственную природу, супермаркет, национальную библиотеку, больницу, военный музей, школы, пиццерию, столичное метро Пхеньяна, несколько кооперативных ферм и частных домов», – перечисляет Кристиан. Все средства связи у него отобрали еще в аэропорту. Аслунд хотел определить, как много ему будет позволено увидеть – и снять. Ответ? – Не так много, если это не портреты Кимов Ир Сена и Чен Ира, которые были здесь повсюду. «Я знал об этой живописи из новостей, поэтому, как только представилась возможность, сошел с автобуса и стал ее снимать», – писал фотограф. – «Ни в какие неприятности из-за этих съемок я не попал, потому что они гордятся своими лидерами». Однако фотографирование северных корейцев – это другая история. Аслунда однажды заставили стереть некоторые кадры с солдатами и не разрешали снимать по пути, тем более разговаривать с кем-нибудь, кто не был специально отобран гидами тура. «Они не хотят, чтобы туристы снимали солдат, рабочих, нищету, рабочие лагеря и что бы то ни было, не предназначенное для привлечения внимания туристов», – вспоминает фотограф. В результате в серии «Наследство Кима» очень мало корейцев, не считая двух лидеров в своих рамах. Однако совершенная симметрия образов, сталинистская архитектура пустых коридоров и вездесущие Кимы передают гнетущее, «большебратское» чувство серии. Снимая образы Северной Кореи, желающей показать себя миру, Аслунг ненавязчиво показал то, что диктатура хочет скрыть: страну, которая угнетает собственный народ.
Дата публикации: 2013.04.04
Источник: Slate
|