Уильям Берроуз: голый фотограф
Он – икона битничества, знаменитый своей наркотической зависимостью и неукротимостью. Однако новая фотографическая выставка показывает новую для большинства более мягкую сторону Уильяма Берроуза.
Многое приходит на ум, когда думаешь о Берроузе: пожизненная героиновая зависимость, любовь к оружию, жертвой которой пала его вторая жена, убитая во время игры в Вильгельма Телля (стрелок был нетрезв), дикий хаотичный битнический стиль жизни, сформировавший его литературный стиль. Единственное, что, вероятно, не придет в голову немедленно – это наилучший способ расположить хризантемы.
Однако новая выставка, посвященная фотографии Берроуза, открывает несколько его сторон, которые редко входят в миф о «неукротимом человеке». Экспозиция «Делая снимки» исследует идею о Берроузе не как о фотографе «в своем праве», но как о разностороннем художнике с идеями, которые часто были чрезвычайно личными. Цветы – показательный пример: серия фотографий с розами в бутылках из-под кока-колы. Подпись объясняет, что у Берроуза были личные причины выбора такого сюжета: его мама, Лора Ли, была знаменитым флористом и написала трилогию книг на эту тему для Кока-колы.
Вы можете смотреть на литературную карьеру Берроуза, как реакцию на его комфортабельное воспитание, но оно повлияло на его стиль: Берроуз видел параллель между тем, как его мама располагала цветы и тем, как он сам располагал слова и образы, чтобы создавать новые контексты и значения. Как сам он однажды писал другу Брайану Гайсину, «коллаж – искусство, подобное флористике».
Гайсин знаменит изобретением с помощью Берроуза метода «нарезки», использованной и в «Голом завтраке» Берроуза. Последний пользовался этим методом не только в литературе. Через его фотографии, охватывающие период с 50-х до 70-х, проходит стремление нарезать и перетасовать образы, используя коллаж, тень, образный каламбур, увеличение и отражение, чтобы создавать новые значения. Берроуз уподоблял эффекты нарезки путешествию во времени: нарезая порядок и хронологию, он пытался избавиться от зависимости самого пространственно-временного континуума.
Естественно, время и потери были его постоянными темами. Сами фотографии включали трудоемкий процесс съемок, перефотографирования, создания собственной библиотеки фотографий, из которой создавался уникальный образ, содержавший в себе целую коллекцию (крайний акт накопительства, который, кажется, предсказывает цифровую эпоху, не говоря о возможностях для того, кто так часто терял и браковал свою работу).
Не считая небольшой части, посвященной более обычным портретам друзей и соратников Берроуза, «Делая снимки» не сосредоточена на знаменитостях. Однако для тех, кто жаждет подтверждения мифа о Берроузе, здесь есть отдельные следы, которые могут на него указывать. Его фотографии в стиле «Сделай сам» создавались не в дорогих студиях, для снятия которых Берроузу понадобился бы кредит под залог недвижимости, но в универсальных американских аптеках – неслыханное дело для фотографов того времени. Еще была удивительная сессия под названием «Бар Мока», в которой Берроуз замыслил «мультимедийную атаку» на первый в Лондоне эспрессо-бар, на 5-й авеню. Недовольный их грубым обслуживанием и «ядовитыми чизкейками», он отправился туда посмотреть, сможет ли изменить реальность с помощью фотографии: объявлялся там каждый день на протяжении нескольких недель, чтобы запечатлевать жизнь кафе с помощью фотографии и аудио-оборудования, действуя таким образом, что заодно распугивал клиентов. Финальная фотография серии подразумевает победу Берроуза: на месте бара Мока стоит бар Квинз Снэк.
Это подчеркивает тот факт, что Берроуз смотрел на фотографию не только как на искусство, но и как на мощный и провокационный инструмент. Конечно, в 60-е подпольный хроникер Барри Майлз верил в камеру, как в оружие, мощное, как револьвер 38-го калибра, который он обычно носил. Вы можете считать, что это в сотнях километров от флористики, но, как Берроуз раз сказал, «Единственный способ оделить копов цветами, который мне нравится – в горшке из высокого окна».
Дата публикации: 2014.01.21
Источник: The Guardian
|