Уличная фотография: от истоков до современности
Фотографии, сделанные в городской среде, почти так же стары, как само фотоискусство. Однако уличная фотография не стала определенной формой фотографической практики до начала 20 века. Вид на бульвар Тампль, снятый в 1838-м Луи
Дагером из окна его студии, может объяснить, почему. Дагерротипия предполагала довольно долгую выдержку, что делало людей на улице «невидимками» для фотографа. Единственный человек на этом снимке – тот, который остановился, чтобы ему почистили обувь.
В первые десятилетия истории фотографии ее оптика и химия были недостаточно быстры для схватывания спешащих толп, составляющих неотъемлемый фон, ключевой элемент и примету уличной фотографии. В эти времена фотография не могла быть и спонтанной, без чего тоже практически невозможно обойтись в «уличном» жанре. Возможность снимать спонтанные кадры и распространение 35-миллиметровых транспортабельных камер привели к расцвету уличной фотографии в середине 20-х годов. Кроме того, к этому времени фотографы стали смотреть в видоискатель перед собой, а не вниз, что содействовало чувству камеры, как продолжения «ока ума» и позволяло фотографам двигаться в уличном ритме. К этому же времени уличная фотография обзавелась глубокими корнями в другом урбанистическом фотожанре – архитектурной документальной фотографии. Эта фотография часто имела более утилитарные цели, но в ней развилось чувство города как места со своей специфической атмосферой. Ее создавали стареющие фасады, отражения в окнах магазинов, городская геометрия, особое «выражение» толпы. Меж тем уличную фотографию можно описать как продукт художественного взаимодействия фотографа и городского общественного пространства. От документальной фотографии она отличается тем, что фотографом не обязательно движет сознание социально-политической функции снимка. В отличие от фотожурналистики, уличная фотография не обязана иллюстрировать ту или иную историю или описывать события.
Между первой и второй мировыми войнами несколько фотографов внесли потрясающий вклад в уличную фотографию. Снимки Парижа Андре Кертеса передавали повседневный сюрреалистичный и напряженный городской ритм. Фотограф, в свою очередь, был ключевой фигурой для Брассая и Картье-Брессона, сформировавшими фундаментальные основы уличной фотографии после второй мировой. Брассай, которого Кертес и ввел в фотографию, стал особенно известен своими ночными фотографиями Парижа. Кертес был ментором и Картье-Брессона, прославившегося, кроме собственно создания классики жанра уличной фотографии и концепции «решающего момента», верностью Лейке, отвержением вспышки и обрезки снятого кадра.
Послевоенные годы были расцветом уличной фотографии в США, где на ее сцену вышла целая плеяда фотографов. Одни, как Элен Левитт, применили суть идеи о «решающем моменте» к портретной уличной фотографии, другие, как Уильям Клейн, довели беспокойный взгляд уличного фотографа до съемок размытых образов, воплотивших лихорадочный темп и агрессивный ритм послевоенного Нью-Йорка. Третьи, как Льюис Фаурер, практиковались в съемках фриковатых характеров, зернистых кадров ночной жизни и проникновенных сцен взаимодействия людей, обычного в урбанистическом ландшафте, но отсутствовавших в мейнстримовом представлении американской социальной жизни.
В 1955-56 Роберт Франк проехал через все Штаты, снимая фотографии, составившие книгу «Американцы». Хотя не все они относились к жанру уличной фотографии, книга укрепила место этого жанра, как законной фотографической активности и сделало самого Франка одним из классиков фотографии. В 60-е эстетика моментального снимка стала одним из выдающихся мотивов американской фотографии. В 80-е, 90-е и 2000-е, когда мир всё больше насыщался фотографическими образами и ими стало проще манипулировать, уличная фотография нашла новые контексты. Ее акцент на спонтанности и интуиции обещал имманентную подлинность, делая ее привлекательным жанром для множества современных художников. Некоторые, как Филип-Лорка Ди Корсия, пользовались ей, чтобы исследовать аксиому о связи фотографии с правдой. Снимки интернациональных городских улиц Ди Корсии кажутся примерами спонтанности, но на самом деле тщательно поставлены и искусно освещены, как натюрморты, поставленные на подоконник. Другие, как Зои Штраус, продолжают разрабатывать классическую уличную фотографию. Ее снимки расширяют доступность, искренность и чувство личного контакта, свойственных классической уличной фотографии современности.
Дата публикации: 2014.05.08
Источник: Oxford University Press blog
|