В США признано право на тайную съемку, если результат относится к фотоискусству
Верховный Суд в Нью-Йорке единогласно, хотя не без сомнений и оговорок, признал право фотографа выставлять и продавать серию сделанных без разрешения снимков соседей. Это решение отметило новую главу яростных дебатов относительно границ неприкосновенности частной жизни.
Семеро судей единогласно вынесли решение в пользу серии фотографа Арне Свенсона «Соседи», выставлявшейся в 2013, на основании Первой поправке к Конституции и ее защиты свободы творчества. В своем решении судьи отметили: вторжение в частную жизнь имело место, но оно не дает оснований для судебного преследования, так как подсудимый использовал снимки для создания произведения искусства. Хотя решение далось суду непросто. Судьи назвали снимки «вызывающими беспокойство» и призвали местные власти привести существующие на этот счет законы в соответствие с требованиями современности. «Многие люди будут справедливо оскорблены бесцеремонной манерой, в которой сделаны эти снимки. Во времена роста угроз неприкосновенности частной жизни, которые представляют новые и всё более агрессивные технологии, мы призываем законодательную власть пересмотреть этот важный прецедент, так как мы были вынуждены применить закон, существующий на данный момент», написал один из судей.
Снимки Свенсона запечатлели ежедневную жизнь обитателей семиэтажного здания в районе Трайбека. Они спят, смотрят телевизор, завтракают, у них наводит чистоту и порядок нью-йоркский эквивалент московских клининговых услуг Mobileclean. Свенсон за год сделал тысячи снимков своих героев, лиц которых на большинстве кадров не видно, с помощью телеобъектива. Соседи не обратили внимания на проект фотографа, пока он не выставил его на Манхэттене в Julie Saul Gallery. После чего одна супружеская соседская пара подала на Свенсона в суд, увидев в статье о выставке снимок своих детей. Верховный Суд поддержал оправдательный приговор низшей инстанции, решив, что права Свенсона, как художника, перевесили права семьи на неприкосновенность частной жизни в таком густонаселенном городе, как Нью-Йорк. Свенсона на его проект вдохновил триллер Хичкока «Окно напротив». В интервью он говорил: «Я снимал ради тонких нюансов жестов и поз, определяющих, кто мы, как сообщество. Герои снимков здесь должны рассматриваться, как представители человеческого рода, не идентифицируемые как реальные люди, которых фотографируют». Как следствие жарких дискуссий, проект Соседи получил национальную известность и будет представлен в Музее современного искусства в Денвере в 2016 году. Один из снимков приобретен в коллекцию Гарвардской школы бизнеса. Похоже, шум вокруг Соседей не остановил Свенсона в преследовании «фотореализма»: его новейшая выставка, Рабочие, представляет собой крупные планы нью-йоркеров, занимающихся неквалифицированным трудом в мегаполисе.
Дата публикации: 2015.04.14
Источник: Wired.co.uk
|