ВДОХ-ВЫДОХ
21 мая 2009 - 7 июня 2009 Совместный проект Александра Долгина, Святослава Пономарева (Purba) и Ираиды Юсуповой.
«Вдох-Выдох» - вольное размышление о Большом Стиле в архитектуре, скульптуре, портрете, мелодии, ритме. Что такое Большой Стиль? Пирамиды, небоскребы, храмы, павильоны, боги, футболисты, звезды – все слилось воедино. Большой Стиль можно наблюдать и в городском строительстве, и в сценарии блокбастера, и даже в выражении медийного лица. А между тем, этот «заброшенный кратер» до сих пор источает пары, способные вызывать различные эмоции – от гомерического хохота до священного трепета. Недостаток глубоких и сильных ощущений вызывает своего рода эстетический голод, утолить который становится все труднее – не только из-за слабой различимости символа, но и по причине асимметрии концептуального и романтического начал на нынешней арт-сцене.
Собственно, ради восстановления этой симметрии, а вместе с ней и утерянной свежести и глубины восприятия Большого Стиля и родился этот проект. Его участники – Александр Долгин и Святослав Пономарев принадлежат к поколению «рожденных под звуки маршей». Отношение к Большому Стилю этого поколения - первых рокеров, ориенталистов и просто думающих людей - часто укладывается в формулу «не могу не». Детское удивление, радость от ритуала и аллергия на режим – всё это они испытали, и отголоски этих ощущений слышны в их творчестве. Один из художников «концептуалист», другой «романтик». Один рефлексирует, другой созерцает. Одно сближает: Александр Долгин и Святослав Пономарев занимаются этим так давно, как помнят себя взрослыми, не мешаясь в толпе модных иконоборцев или иконопочитателей. Их творчество более аналитично, чем авангардизм начала ХХ, но более мифологично, чем нон-конформизм конца ХХ. Они способны довести соц-артистический сарказм до пафоса древнегреческой маски.
Их объекты – египетские храмы и святыни Катманду, небоскребы Нью-Йорка и сталинские высотки, каменные «командоры» и медитирующее тело. Их палитра – фотошоп и ракурс, позитив и негатив, целое и часть, цвет и чернь. Подчиняясь каждый своему ритму, один выбивает незримым молотком из зданий и монументов их дьявольскую душу, превращая Большой Стиль в смеющуюся мумию, а другой отыскивает ростки Большого в живой природе ступенек, изгибов, пролетов. Перемещаясь снаружи внутрь, из камня в плоть, из реальности в сновидение и обратно, Большая Вертикаль превращается в маятник творческого процесса. Особая роль здесь принадлежит третьему участнику проекта - композитору и режиссеру Ираиде Юсуповой. Работы Долгина и Пономарева пущены ее рукой в видео-плавание. Медиа-опера «Китеж-18» (оператор – Александр Долгин) - часть постоянной экспозиции.
Тему завершит живой ритуальный перформанс Святослава Пономарева (PURBA) «Окончание мира» на открытии, закрытии и в определенные дни выставки. С помощью саундтрека Ираиды Юсуповой, аутентичных тибетских инструментов, органических сэмплов и самого большого в России барабана, он очертит графические, звуковые и ритмические границы Большого как Сакрального, обратив сознание зрителя к мифологическим пластам – сколь древним, столь и вымышленным. «Вдох-Выдох» - проект синкретичный. Не только в силу заявленной темы или концептуальной идеи. Но и благодаря художникам, каждый из которых стремится, обернувшись на 360 градусов, достичь некоей сферы. Для них Большой Стиль стал источником и метафорой глубокого дыхания. Надеемся, это почувствует зритель – полноправный участник действа. Куратор Юлия Квасок Центр Современного Искусства М'АРС (Москва, Пушкарёв переулок, 5)
Дата публикации: 2009.05.21
|