Весна учит искусству смотреть
Фотографы – мастера искусства смотреть и направлять наш взгляд, так что мы видим, хотя бы отчасти, то, что видят они. Фотограф из Сербии, профессор фотографии американского университета Вандербильта Весна Павлович провоцирует зрителей задаваться вопросом, что же видно там, куда она смотрит. Для нее фотография «всегда была указателем на что-то другое».
В открытой в Галерее современного искусства музея Гордона выставке «Спроектированные истории» («Projected History»), обзоре всего ее творческого пути, Весна Павлович исследует национальную гордость, национальные особенности и надежды.
Экспозицию открывает снятая в Сербии серия «Гостиницы». В «Отеле Hyatt, Белград, апрель, 1999 г.», Весна показывает не хронику разрушения всего города, а одинокого человека у бассейна. Облаченный в белый махровый халат человек отдыхает в кресле и проверяет свой мобильный телефон, казалось бы, не обращая внимания на хаос за пределами отеля.
Два года спустя Весна Павлович вернулась к белградским отелям, показав интерьеры без постояльцев и служащих, странно стерильные, кажется, застывшие во времени. Как бы отражающий надежды послевоенного модернизма и международных архитектурных течений зал с круглой голубой банкеткой и коричневыми панельными стенами вокруг выглядит в то же время удручающе устаревшим, а надежды – обманутыми.
В первой галерее Весна Павлович размышляет об оптимизме Восточной Европы, во второй – обращает объектив в сторону «американской мечты», показывая домовладельцев. В серии «Шоу Домов» или «Домах на продажу» («Show Homes») дома похожи на модели, они пусты, как и гостиницы, и будто наспех брошены жителями.
Выставку дополняет «дисплей Желание», «натяжные потолки» из красного прозрачного оргстекла, на которые проецируются изображения внутренних интерьеров, не вместившиеся на стенах.
Ее архитектурные серии безлюдны, а люди являются объектом серии «Взгляды» («Watching»). Каждый из трех рядов в четыре снимка представляет различные спортивные мероприятия – плей-офф НБА, чемпионат мира по баскетболу, Олимпиаду в Афинах. Все эти события для Весны Павлович – только средства измерения веры в иные вещи, будь то национальная гордость или просто победа в игре.
Разворачивая объектив от события к аудитории, Весна Павлович показывает лица, захваченные в момент нервного ожидания и надежды. Черно-белые снимки этой серии напоминают изображения толпы в газетах. Фотограф возвращается к традиции освещения событий через реакции, которые они порождают в зрителях. Зрители в серии «Watching» – это и сербы, наблюдающие за победой Сербии-Черногории над США в баскетбольном матче далеко за океаном.
Мишель Джонс для The Tennessean
Что: «Весна Павлович: Спроектированные истории» («Vesna Pavlovic: Projected Histories»)
Где: Центр визуальных искусств Frist, 919 Broadway
Когда: по 11 сентября, лекция фотографа – 1 сентября, 14:00
Часы работы: 1:00-17:30 с понедельника по среду и субботу, 10:00-21:00 в четверг-пятницу, 13-17:30в воскресенье.
Вход: $ 10, для студентов и пенсионеров $7, до 18 лет – бесплатно.
Контакты: 244-3340 или www.fristcenter.org
Дата публикации: 2011.07.26
Источник: The Tennessean
|