Вим Вендерс: «Решающий момент» Картье-Брессона сильно переоценен
Первый фотоаппарат Вим Вендерс получил в 7 лет в подарок от отца – страстного фотографа, в 9 купил свою первую зеркалку, затем стал чрезвычайно популярен, как «властитель проектора». Сейчас он с трудом разделяет фотографию и кинематографию и полностью руководит оператором, задача которого – увидеть то и так, как и что видит он. Перед открытием выставки Вима в Московском Мультимедиа Арт Музее с ним поговорила директор и основатель музея (а кроме того, Московского дома фотографии и Московской школы фотографии), кинодокументалист Ольга Свиблова.
Виму сложно отделить кино от фотографии. Для его отца, хирурга, фотография была подлинной страстью, и фотоаппарат (правда, дешевый и не очень удобный) стал первым серьезным подарком ребенку. Виму было около 7 лет. Через пару лет он купил подержанную зеркалку, в 16 имел собственную проявочную, но до того отец нашел в разрушенном бомбежкой доме ручной проектор и дюжину короткометражек 20-х годов. Это сделало Вима чрезвычайно популярным.
Для фотографа важно, как он чувствует образ до момента съемки, сам же момент переоценен, считает Вим Вендерс. Это уже подсознательный акт: нет нужды говорить своим рукам, что им делать, даже думать о будущем кадре не нужно. У Вима снимок появляется до того, как он «физически» делается. «Решающий момент» Картье-Брессона – чаще всего клише. Вы, конечно, пытаетесь поймать тот самый момент, но есть моменты «до» и «после», и как судить, какой из череды моментов важнее? Фотография – это нужное умонастроение и автопортрет фотографа.
С другой стороны, акценты в современной «массовой» фотографии смещаются. Всё важнее становится сам процесс. Туристы делают бесконечные фотографии, будто боятся: в самом деле их тут нет, они никуда не уезжали. Ведь и правда большинство застряло в своих домах. Они в круизе, на лайнере и в то же время «дома», и там и там им страшно заглянуть за дверь, выйти наружу. Фотография для них – способ убедить себя, что они в другом месте. Сейчас в секунду делается больше снимков, чем за десяток лет в прежние времена. Все фотографируют, но это помогает узнать себя, свое предназначение.
С первого фильма главным условием Вима Вендерса стало то, что ракурсы устанавливает он, он же решает, какие объективы использовать, как двигать камеру. Задача его операторов – увидеть то, что видит он, и погрузить в нужный свет. Притом то, как оператор держит камеру, снимает ли с рук или со штатива, то, как выбираются кадры, исключает реальность, остается действительность, которую видели снимающие. Фильмы только отдают дань реальности. С другой стороны, есть художественные фильмы, рассказывающие о каком-нибудь месте много больше, чем могут документальные проекты.
Дата публикации: 2013.10.23
Источник: Николаевская информационно-аналитическая интернет-газета
|