Возмутитель визуального спокойствия
Имя знаменитого исследователя, «возмутителя визуального спокойствия», революционера фотографии и предтечи братьев Люмьер Идвирда Майбриджа (Eadweard Muybridge) в первую очередь приводит на ум революционные для 19 века «движущиеся фотографии» скачущих лошадей, акробатов, танцующих и фехтующих пар. Ажиотаж вокруг этого чуда фотографической техники отодвинул на задний план его захватывающие дух, но более традиционные работы. Обширная выставка «Гелиос: Идвирд Майбридж во время перемен» в Музее современного искусства Сан-Франциско дала им вторую жизнь.
Майбридж решил посвятить себя фотографии в 37 лет и с той поры был постоянно поглощен любимым делом. Он снимал природные достопримечательности Йосемити и Сьерра-Невады, широкие проспекты Сан-Франциско, маяки и скалистые берега Северной Калифорнии. Однако эти фотографии отошли на задний план и позабыты современниками из-за ажиотажа вокруг движущихся животных и людей и экспериментов с кино. Вторую жизнь захватывающим дух пейзажным работам мастера дала обширная выставка «Гелиос: Идвирд Майбридж во время перемен» в Музее современного искусства Сан-Франциско.
Передвижная ретроспектива, организованная крупнейшей вашингтонской галереей Коркоран (Corcoran Gallery of Art), впервые за полвека представила всю фотографическую карьеру Майбриджа. Всё здесь: от его работы продавцом книг до славы научного и художественного пионера, сжатое, как в фильмах Майбриджа длиной в несколько секунд, которые показывал им же изобретенный зупраксископ (zoopraxiscope).
Собранная и организованная Филиппом Брукманом, главным хранителем и главой отдела исследований Коркорана, выставка дает зрителям возможность глубоко погрузиться в творческие достижения Майбриджа.
«Гелиос» открывается портретом Майбриджа. Эдвард Джеймс Маггеридж родился в лондонском Кингстоне в 1830 году и умер в 1904 году, в возрасте 74 лет. Темный пиджак, полосатые брюки, глубоко посаженные глаза, угловатое лицо, обрамленное белоснежными волосами и волнистой бородой. Задумчивый взгляд выдает мечтателя – человека, запечатлевшего туманные горные перспективы и причудливые сады Вудворда в Сан-Франциско.
Однако Майбридж был и крайне амбициозным и притом дальновидным бизнесменом. Он выбрал фотографию отчасти из-за того, что она в те времена сулила прибыльную карьеру. В своих ранних ландшафтах Йосемити он старался дистанцироваться от коллег, таких как Карлтон Уоткинс и Чарльз Линдер Уид, снимая на краю скалы или с головокружительной высоты над ревущим водопадом.
В знаменитых фотографиях «Pi-Wi-Ack. Долина Йосемити. (Звездный душ)» (душевые кабины здесь, конечно, ни при чем, имеется в виду звездопад) и «Водопад Вернал, 400 футов» взгляд зрителя лишен привычных зацепок – переднего плана и неба, глядя на снимки, вы чувствуете себя парящим. Изборожденные скалы кажутся абстрактными отражениями деревьев, цепляющихся за их края.
Самые буйные на выставке снимки Майбриджа сделаны им во время поездки в Центральную Америку в середине 1870-х годов. Завершив серию документальных фотографий Модокской войны («войны племени Модок»), измотанный шокирующим эпизодом личной жизни (он только что был оправдан по делу об убийстве любовника жены), фотограф отправился в Панаму и Гватемалу. Там Майбридж снимал живописные меланхоличные фотографии разрушенных церквей. Возможно, его измученная душа искала какого-то духовного убежища. Попутно Майбридж оставил фотолетопись труда работников гватемальских кофейных плантаций.
Два года спустя фотограф сделал впечатляющие панорамы Сан-Франциско, снятые с выгодных точек в роскошных зданиях города. Многокадровая «Панорама Сан-Франциско с Хилл-стрит», (1878 год) была сделана широкоформатной камерой и напечатана непосредственно с негативов на стекле. Она представляет уникальный вид на город, еще не разрушенный землетрясением 1906 года.
И наконец выставка подходит к знаменитым изобретениям Майбриджа. Очарованный технологическим аспектом фотографии не менее, чем эстетическим, Майбридж наиболее прославился их смешением в своих революционных исследованиях движения.
Хотя он пытался уловить течение времени в серийных изображениях и ранее, например, снимая строительство отделения монетного двора в Сан-Франциско, его новые работы отличались от всего, сделанного им прежде.
По заказу железнодорожного магната и любителя лошадей Леланда Стэнфорда Майбридж занялся исследованием вопроса, действительно ли при галопе лошади отрывают все четыре ноги от земли. Он придумал съемку целым рядом камер, затворы которых были связаны с гениальной системой сцепленных проводов. Так фотограф сумел запечатлеть лошадей, парящих над землей. Несколько лет спустя Майбридж сделал последовательные фотоисследования движения людей и животных, начав с простых («Глажение одежды») и закончив сложными («Фехтование»).
Назовите эти снимки искусством. Назовите их наукой. Чем бы они ни были, эти фотографии более чем вековой давности продолжают поражать воображение.
Дата публикации: 2011.03.05
Источник: MercuryNews.com
|