За гранью китового объектива
Покупая камеры, специально созданные для съемки с помощью разных объективов, многие довольствуются исключительно китовым или еще одним сменным, купленным в комплекте с камерой. И это не так удивительно: покупка нового объектива может быть пугающим событием. Колумнист Gizmag, фотограф ведущих британских национальных СМИ Саймон Крисп решил помочь выйти за грань китового объектива и определиться с выбором.
Объектив – возможно, наиболее важная часть фотоаппарата и всей необходимой для фотографирования техники, он может создать или разрушить снимок. Именно он отвечает за то, какой образ попадает на сенсор. И многие фотографы предпочитают приемлемую камеру с великолепным объективом навороченной «тушке» с посредственными линзами. Но понимать важность объектива – одно, а знать, какой именно даст Вам творческую свободу – другое. Для непосвященных объектив – озадачивающая круглая штуковина с пронумерованными стеклами и непонятными сокращениями спереди. Предлагаемый гид поможет понять, для достижения чего какие линзы нужны, почему некоторые стоят больше, чем семейный автомобиль и как удачная покупка дешевле $150 может изменить Вашу фотографию навсегда.
Если до сих пор Вы обходились китовым объективом, то простой ответ на вопрос, какой выбрать следующим, будет примерно таким: как только будут свободные деньги, идите и купите быстрый нормальный объектив с постоянным фокусным расстоянием («фикс») или телевик.
Более длинный и обдуманный ответ – Вам надо определить, что Вы чаще обычно снимаете. Затем Вам надо будет понять, как различные объективы могут улучшить Вашу обычную фотографию и дать возможность снимать так, как без них Вы не можете. Если звучит несколько непонятно, продолжайте читать дальше.
Коллекция обозначений на объективах, чтение которой может занять, возможно, целую жизнь, может рассказать всё, что Вам нужно о них знать. Но наиболее важное в этих обозначениях касается фокусного расстояния, максимального значения диафрагмы, байонета (оправы) объектива и типа его формата.
Фокусное расстояние выражается в мм, чем оно больше – тем большее возможно увеличение, чем меньше – тем более широк угол охвата объектива. Очень приблизительно можно сказать, что человеческое зрение ближе всего 30-50-мм объективу полноформатного фотоаппарата. Меньшие значения дают больший обзор, чем у глаза, большие значения сужают его сравнительно с «естественным».
Если фокусное расстояние выражается двумя числами, например, 24-80 мм, это значит, что объектив может фокусироваться на любом значении между ними. Традиционно считается, что по соотношению плюсов и минусов «фикс» лучше «зума». Но бывает и наоборот. Ситуация осложняется тем, что то же фокусное расстояние дает различный эффект с «тушками» с различными размерами сенсоров из-за кроп-фактора (из-за того, на какую матрицу попадает изображение с объектива). Проще с полноформатными камерами: они дают именно то, что написано на объективе о его фокусном расстоянии. У камер с APS-C сенсорами (Nikon DX DSLRs, Sony NEX…) кроп-фактор равен 1.5, на столько же надо умножать фокусное расстояние. Для APS-C камер умножать надо на 1.6, для фотоаппаратов стандарта Микро 4/3 – на 2, для Nikon 1 серии – на 2.7.
Таким образом, 35-мм объектив на APS-C камере будет соответствовать 56 мм, на Микро 4/3 – 70 мм и на Nikon 1 – 95 мм полноформатной камеры.
Максимальное значение диафрагмы обозначается по-разному, например, f/2.8, F2.8 или 1:2.8, всё это означает максимальное количество света, которое способен собрать объектив. Линзы с максимальными значениями диафрагмы (сбивает еще то, что числа таких значений будут наименьшими) могут дать больше света. Если и здесь дается промежуток значений, это значит, что оно будет зависеть от фокусного расстояния.
Кроме трех важнейших значений, для выбора объектива важно, для чего он чаще всего будет использоваться. Вот примеры.
«Я хочу объектив для круглосуточной съемки / для путешествий»:
В путешествие и вообще в дорогу Вы вряд ли захотите взять несколько объективов или менять их в процессе наслаждения семейным отдыхом. Если, конечно, Вы не страстный энтузиаст или профи, меняющий объективы «на автомате» и таскающий их за собой повсюду (и раз Вы читаете эту статью, то это не наш случай). Потому для подобных целей лучше всего нетяжелый объектив, дающий возможность снимать в широком жанровом диапазоне, от пейзажа до портрета, и достаточно приближать удаленные объекты.
«Я хочу заниматься уличной фотографией»:
Для этого может подойти максимальное количество разнообразных объективов, но лучше выбрать оптику с фокусным расстоянием где-то 35-50 мм. Кроме того, для уличной фотографии особенно критичны скорость работы объектива и его возможности в съемке при недостаточном освещении. Если Вашей целью не является прямой взгляд Ваших героев в объектив, лучше, чтобы фототехника не сильно привлекала к себе внимания и выглядела достаточно скромно.
«Я люблю гоняться за своими детьми, чтобы заснять, как они гоняются по всему саду»:
Для этого Вам может понадобиться объектив со сравнительно большими фокусным расстоянием и значением диафрагмы.
Многие выкладывают круглые суммы за зеркалки или, наоборот, беззеркалки со сменной оптикой с появлением ребенка, но ко времени, когда он начинает бегать повсюду, китовый объектив обычно уже с трудом сохраняет свое положение единственного в плане фокусного расстояния и значения диафрагмы. Особенно если Вы любите снимать именно ребенка, носящегося по саду или спортивному полю. Это значит, что Вам нужен объектив с хорошим увеличением, который может «дотягиваться» до него несколько лучше, но без массивности и веса профессионального.
«Я хочу снимать пейзажи»: Этот жанр нередко требует широкого формата. Китовые линзы, продающиеся с большинством камер, оказываются удивительно хороши для широкоугольных съемок, но не всегда достаточно «дальнозорки». Если у Вас нет постоянной возможности сдать назад для съемки именно того пейзажа, какой видится, покупать новый объектив придется и здесь – ультраширокий фикс или зум. Для большинства лучше подойдет последний.
«Я хочу объектив, который поможет мне совершенствоваться в фотографии»:
50-мм F1.8 может дать Вам возможность снимать так, как не получается с китовым «стеклом». Через какое-то время Вы можете почувствовать, что просто переросли возможности китового объектива. Он может начать душить Ваши творческие амбиции и не давать снять то, что хочется, даже если этот объектив «правильный» по фокусному расстоянию. Это – идеальное время для покупки быстрого фикса. Хорошая новость – тратить на него состояние нет необходимости. Покупка чего-нибудь вроде AF-S DX NIKKOR 35 мм f/1.8G Никона или E 50 mm f/1.8 OSS Сони будет значить, что Вы сможете играть с меньшей глубиной кадра, снимать «натурально» в условиях, при которых с другим объективом нужна вспышка. «Фикс» означает, что приближать объект Вы сможете с помощью «своих двоих», что может привести к большей обдуманности в построении кадров.
Стоит помнить, что объектив может прослужить дольше, чем камера, потому что они работают и на камерах следующих поколений и, возможно, через поколение. Это – еще одна причина, по которой многие фотографы предпочитают тратить больше на объективы, чем на камеры. Однако повторим: тратить состояния не обязательно. Есть тысячи б/у объективов, которые будут снимать, как новенькие, особенно с зеркалками, на которых Вы часто можете использовать оптику, выпущенную 20 лет назад. Может, у даже Вас на чердаке или в кладовке завалялось что-нибудь вполне подходящее…
И, наконец, эта статья не ставила своей целью мотивировать Вас покупать больше и больше объективов. Если Вы не уверены, что объектив пора менять или дополнить еще одним, возможно, это Вам и не нужно. Цель статьи – попытаться помочь понять, что искать, если Вы чувствуете, что имеющийся объектив мешает быть таким фотографом, каким Вы хотите быть.
Дата публикации: 2013.10.04
Источник: Gizmag
|