Пейзажи. Выставка Светланы Тимофеевой
Когда: 26.12.2013 – 09.02.2014
Открытие: 25 декабря 2013 года в 18:00
Выставочный зал Дворового корпуса, 2 этаж
В ретроспективной экспозиции объединены работы из собрания РОСФОТО и из личной
коллекции автора, созданные в период с 1970-х по 2010-е годы.
Тимофеева Светлана Михайловна пришла в фотографию в начале 1970-х годов, в период
расцвета в СССР любительской фотографии и сразу заняла в ней значимое место.
Для советских фотолюбителей пейзажный снимок был неразрывно связан с туризмом,
напоминая о месте, в котором развивалось действие туристического похода или
экспедиции.
Авторский подход Светланы Тимофеевой — совершенно
иной. Погружаясь в атмосферу мест, сживаясь с ними, автору удается в сериях
фотографий ярко рассказывать о моментах тихой, обыденной жизни, о
сосуществовании человека и природы. География мест, запечатленных на работах
фотографа, поражает: от Крыма в одной из первых и удивительно красивых серий
«Коктебель» до Беломорья в немного мистической серии «Сказание о невидимом
граде Китеже», от Приморья и Камчатки до Карелии, от Саян до Карпат.
В работах, вошедших в первые серии фотографа,
заметно, как происходит становление авторского видения. Отдельные пейзажи не
собираются в историю. Они самоценны и напоминают «найденные», несущие в себе
прожитую жизнь, старые объекты. Этот эффект во многом создается благодаря
длиннофокусной оптике, выкраивающей кусок пространства из реальности, и выбору
сюжетов, отсылающих к старой, ветхой, прожитой жизни. Так снимок 1973 года
«Северный мотив» захватывает ощущением пространственного тупика, остановившегося
времени. Кажется, что героям снимка никогда не выбраться из этого места и этого
времени. Позднее, в таких циклах, как «Коктебель» (1976–1985) и «Ладога»
(1985–2012), «найденных объектов» больше не будет, да и человек станет нечастым
гостем сюжетов Тимофеевой. Причина такой эволюции видится в том, что
документальный подход постепенно меняется на более чувственный. Автор все
меньше ориентируется на конкретный сюжет и на исследование обширных природных
пространств России.
Имя Светланы Тимофеевой в российской фотографии впервые зазвучало в 1971 году на
Всесоюзной выставке-конкурсе «О времени и о себе», проходившей в Улан-Удэ, где
ее фотоснимок получил золотую медаль. Столь быстрый успех не оказался
случайным, за ним последовали новые работы и новые награды. Почти сразу
отдельные произведения начинают складываться в серии, а с течением времени
лучшие из них объединяются в циклы. Формат цикла — сложный формат, говорящий о
том, что автору удалось установить связь, в случае Тимофеевой, с местом,
привлекающим его на протяженном отрезке времени. Так возникает цикл «Русский
Север». Начало работы над ним было положено в 1972 году, а завершен он в 1987-м.
Сама автор определяет свой интерес к Северу просто и емко: «Я сразу влюбилась в
него!» В этом эмоциональном высказывании вся суть взаимотношений фотографа с
природой. В дальнейшем все ее творчество будет пронизано, прежде всего, именно
этим мотивом.
К началу 1980-х работы Тимофеевой приобретают
легко узнаваемый авторский стиль. Прежде всего, его определяет осознанно
выбранная мастером и методично разрабатываемая главная тема ее творчества —
пейзаж. Среди Ленинградских авторов она стала одной из немногих, кто
по-настоящему заинтересовался пейзажным жанром, кто заново открыл его
возможности для создания художественного высказывания.
Ее работы отличает и техника исполнения. Идеально отобранные сюжеты, несущие в
себе объективную красоту природы, в момент печати и дополнительной обработки
снимка переосмысляются автором, доводятся до субъективного совершенства. За
более чем 40 лет работы в пейзажном жанре Светланой Тимофеевой созданы сотни
фотографий, но в число лучших мастер включает не более ста работ. Этот список
постепенно пополняется новыми произведениями. Тимофеева на удивление спокойно
перешагнула переломный момент прихода в фотографию цифровых технологий. Сейчас
она по-прежнему в работе, и любовь фотографа, как и в предыдущие годы ее
творческой жизни, обращена к пейзажу.
Сегодня Светлана Тимофеева — член союза
фотохудожников России, преподаватель фотомастерства Санкт-Петербургского
государственного университета культуры и искусств, автор более 40 персональных
выставок, экспонировавшихся в Риге, Вильнюсе, Каунасе, Калининграде, Минске,
Казани, Перми, Челябинске, Владивостоке, Чебоксарах, Йошкар-Оле, Коктебеле,
Набережных Челнах, Улан-Удэ, Петербурге, Москве. Она продолжает плодотворно
трудиться, фотографируя северную часть побережья Ладожского озера — места,
когда-то поразившие ее своей красотой, а позднее ставшие ее домом, где каждый
световой блик, каждое облако и порыв ветра — причина вступить в вечный диалог
человека и природы.
Подробности на сайте http://rosphoto.org/ru/2008-11-04-22-25-32/details/259
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО
191186, Санкт-Петербург, Б. Морская, д. 35
телефон: +7 (812) 314-12-14, факс: +7 (812) 314-61-84
www.rosphoto.org, office@rosphoto.org
Дата публикации: 2013.12.25
|