Свердловская фотография 1970-1990-х гг.
Когда: 12.07.2013 — 11.08.2013
Выставка проходит в залах Дворового корпуса РОСФОТО и в Доме кино.
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО, Фотографический музей «Дом Метенкова», Некоммерческая организация «Фонд развития фотографии», при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
На выставке представлены работы свердловских фотографов 1970-х — начала 1990-х годов. В большинстве случаев неважно, были они сняты на Урале, в Одессе, Москве или Прибалтике. Это выставка о времени, о последних десятилетиях советской власти и об отечественной фотографии той эпохи.
Фотография, как и вся культура позднего советского времени, жила в двух измерениях: официальном и неформальном. Фотожурналист Владимир Борисов (1950–1988) профессионально работал по правилам коммунистической печати, снимал передовиков производства и сталеваров у мартеновских печей, но сердце его принадлежало иным героям — властителям дум интеллигенции 1970–1980-х годов. Булат Окуджава, Белла Ахмадулина, Юрий Визбор, Олег Ефремов, Владимир Высоцкий и «Таганка» — они стали голосом своей эпохи. Но глядя и на жанровые снимки Владимира Борисова, мы узнаем героев знакомых книг, фильмов и бардовских песен, кажется в фотографиях звучит приподнятая романтическая нота «шестидесятников». Параллельно с советской официальной фотографией существовали студенческие объединения и любительские фотоклубы. Они были свободны от редакторских заданий и цензуры, открыты к мировой фотографии, «просочившейся» через чешский журнал «Фоторевю». В Свердловске эту нишу занимали Фотохроника УПИ (Уральского политехнического института) и фотоклуб «Товарищ». С 1981 года фотоклуб возглавлял Анатолий Черей (1954–1993) — самый известный свердловский фотограф своего поколения. Также на выставке представлены работы живущего сегодня в Петербурге Игоря Горячева, екатеринбургского фотографа Сергея Рогожкина и др.
Молодые люди были искренни в поисках новых тем и нового языка, вдохновлялись творчеством Анри Картье-Брессона и фотографией «решающего момента». Для работ свердловских фотографов характерны гротеск и отношение к жизни как к театру абсурда. Они затрагивали темы, табуированные в советской фотографии: бедность, одиночество, отчаяние, смерть, вера. Не случайно персонажами многих снимков были дети с присущим возрасту ощущением жизни, где мечтательность переплетена со страхом и агрессией. Герой-фрик, герой-ребенок как будто заново открывал мир, ломая идеологические шоры.
Артем Беркович
На экспозиции в Доме Кино представлена подборка наиболее знаковых фотографий из выставочного проекта «Индивидуальные свидетельства эпохи», проходящего параллельно в Дворовом корпусе РОСФОТО с 12.07.2013 по 11.08.2013. Помимо фотографий В. Борисова, С. Рогожкина, И. Горячева, В. Кунина и А. Черея, зрители смогут увидеть авторские произведения Е. Малахина (Старик Букашкин) и некоторых других участников фотоклуба «Товарищ».
Подробности на сайте http://rosphoto.org/ru/2008-11-04-22-25-32/details/232
Дата публикации: 2013.07.08
|