Практический гламур
Гламур — жанр с самыми, пожалуй, неопределенными границами в фотографии. Обсуждать съемку гламура непросто. Поэтому вернемся к истокам — к фотографии моды, из которой, собственно,этот жанр и вырос. Несмотря на то, что история модной фотографии насчитывает более полувека, для нас этот жанр является, наверное, самым молодым. Своим появлением fashion-фотография во многом обязана модному буму в послевоенной Италии, с ее бесчисленными prêt-a-porte показами, расцвету кинематографа и переходу pin-up рекламы с иллюстративной на полностью фотографическую. Fashion-фотография отличается от портретного или пейзажного жанра тем, что она обязана быть профессиональной. Я вовсе не хочу принизить значение последних, да и вообще дискредитировать какое-либо направление фотографии – занятие неразумное и неблагодарное. Даже гламур, который так тесно связан с fashion-фото, может быть любительским. Просто потому, что все эти жанры люди могут на протяжении всей жизни снимать только для себя. Съемка для себя может легко уживаться со стремлением и желанием показать свои снимки другим, а может быть, даже и сделать свою выставку, которую с большим интересом будут смотреть другие люди – но все это происходит после того, как фотограф уже увидел результат своей работы, которую он делал для себя лично.
Работа в любом фотожанре может стать профессиональной, может приносить много радости и денег. Но съемка, связанная с необходимостью искать модель, стилиста и визажиста, выбрать подходящий интерьер, разработать идею и стилистику – профессиональна изначально. Даже не в плане заработка – а потому, что она всегда делается для кого-то, хотя бы в перспективе. И если это портфолио, то показывать вы его будете не друзьям (обычные посиделки не в счет), а потенциальным заказчикам. Потому что заказчики могут не обратить внимания на ваш сногсшибательно-актуальный наряд, но с особой тщательностью просмотрят каждый принесенный вами снимок. ![](/images/stat_i/2.jpg) Важно знать, что ни большой опыт студийной работы, ни умение правильно выставить свет, ни знание технических аспектов фотографии не достаточны для того, чтобы вдруг стать глянцевым фотографом. И правильное композиционное видение тут тоже не поможет. Все это необходимо, потому что помогает в реализации творческих идей, однако не имеет никакого отношения к специфике fashion-съемки. А эта самая специфика – это эссенция из творческого опыта, причем не только вашего, но и подсмотренного у других мастеров этого жанра.
Конечно, студия – это прекрасный полигон для отработки световых схем. Более того, многие съемки в силу своей специфики делают именно в студийных условиях. В других случаях требуется интерьер. Главное различие между работой в студии и в интерьере заключается в том, что в студии электрические розетки расположены удобнее. Моя карьера fashion-фотографа началась с очень странной съемки в Петровском пассаже. И я, наверное, никогда не забуду, как бегал по центру Москвы в поисках действительно длинного удлинителя. Поэтому, если вы все-таки решились стать мастером этого жанра, прежде всего, купите удлинитель. Вообще, каждая съемка – это большое количество неопределенностей, импровизаций и форс-мажоров. Ко всему этому нужно быть готовым. Нужно уметь держать себя в руках, даже если одной из моделей прическу делают четыре часа. И что после этого на съемку остается катастрофически мало времени. Иногда кто-то капризничает – не обязательно модель – это может быть управляющий бутика или ресторана. Главное, чтобы не вы! Вы в это время должны быть не просто фотографом, но кем-то вроде визиря – государственного советника. В поле вашего зрения должны попадать любые процессы, связанные со съемкой – от макияжа до работы стилиста. Если вам кажется, что задуманный ранее образ не подходит под этот конкретный случай – убедите в этом всю команду. Потому что легче убедить несколько человек сразу, чем потом объяснять каждому критику, что вы вообще были ни при чем, и что на самом деле вы ого как умеете!
Каждая съемка - это работа с большим количеством людей: стилист по одежде, стилист по прическам, визажист, модели, координатор съемки, декоратор. В общем-то, если на съемке присутствует двое последних - жизнь ваша удалась и советовать вам больше нечего. Просто потому, что вы снимаете для очень богатого издательства за очень большой гонорар. На первый взгляд может показаться, что fashion-фотограф – это такая узкая специализация, уже которой может быть только изготовление надгробий для Арлингтонского кладбища. На самом же деле глянцевых творцов постоянно пытаются обременить грузом знаний и навыков стилиста, декоратора, осветителя, постановщика съемки. А если вам принципиально важно, чтобы изображение на мониторе компьютера не отличалось от напечатанного в журнале, то следует получить навыки цветокорректора. С другой стороны, не стоит и возводить весь этот глянцевый или, если угодно, гламурный мир на слишком высокий пьедестал. Если вы чем-то пока еще не обладаете, то со временем обязательно приобретете - главное, чтобы было желание и стремление. И кроме того, по ходу работы вы получаете кучу привилегий. Например, во время съемки вы можете свободно стукнуть какого-нибудь мсье штативом, камерой или, отходя назад, совершенно безнаказанно взобраться двумя ногами ему на ботинок. Мало того, мсье обязательно извинится. И чем элитнее будет заведение, чем дороже будут ботинки на мсье, тем элегантнее перед вами извинятся. Потому что вы оба – профессионалы и, если хотите, буржуа.
А теперь - несколько ценных рекомендаций для стремящихся попасть в эту заманчивую прослойку. Никого не спрашивайте, как вам снимать fashion. Устоявшихся рецептов просто нет, да и не стоит забывать, что фотография – искусство невербальное. Нужно просто снимать, причем очень много. Какие-то технические и не только моменты можно понять после внимательного просматривания L’Officiel, Vogue, Esquire и других авторитетных журналов. Можно обратиться за помощью к классикам – книги Хельмута Ньютона и Ричарда Аведона еще много лет будут недосягаемым образцом. Теоретически можно записаться на фото-курсы – за определенную сумму вас научат, с какой стороны подойти к фотоаппарату, чтобы не спугнуть модель, но настоящие секреты ремесла у преподавателей можно выпытать только побоями. В лучшем случае вы изучите основы портретной съемки. В худшем – просто потратите время. Более полезный способ – записаться на мастер-классы к именитым фотографам. Только надо заранее отдавать себе отчет в том, что это будет похоже на цирковые фокусы – вроде все перед глазами, и никто вроде не жулит, но откуда в шляпе заяц, все равно непонятно. Хотя секрет на поверхности – за плечами у этих фокусников огромный опыт. Поэтому, чем больше вы уже будете знать, придя на эти мастер-классы, тем больше поймете. ![](/images/stat_i/6.jpg) Тем не менее, есть и некоторые общие рекомендации. Если вы снимаете в студии – недостаточно просто поместить на фон привлекательную девушку, выставить свет и нажимать на кнопку. Необходимо создать хотя бы минимальный образ. Это то самое, что труднее всего найти. И даже если участие в съемке профессиональной модели и визажиста еще ничего не гарантирует. Причина очень проста. Если у вас нет идеи, а хуже того – если ее нет у того, кто эту съемку заказал, то это очень плохо. Потому что вам придется эту идею рожать. Немедленно, спонтанно и стремительно. И когда выяснится, что модель не подходит для вашей идеи, в лучшем случае придется переснимать с другой моделью. В худшем – переживать клеймо позора. Но стыд не дым – глаза не выест. Для творческого роста необходимы регулярные проколы. Не то, чтобы совсем частые и глобальные, а такие незначительные и немного обидные. Для того чтобы злиться на себя, на других, переживать и лучше понимать свои ошибки. Неважно, где вы снимаете fashion – главное, чтобы интерьер или фон работали на образ, а не против него. При этом модель может даже диссонировать с окружающей средой – это тоже может быть частью идеи. Главное, чтобы она жила в кадре какой-то своей жизнью. Между моделью и фотографом не обязательно должна возникать зрительная связь, потому что это как удачный стоп-кадр из фильма - вместо 24 кадров за секунду вы сможете увидеть лишь один, но в этом кадре необходима глубина на целое действие, целый сюжет. И если портрет передает эмоции или психологическое состояние человека, то в fashion-съемке это не обязательно. Важнее некий образ, который вы хотите создать.![](/images/stat_i/7.jpg) Помимо всего этого у fashion-съемки есть цель. Если это съемка причесок, то нужно обратить пристальное внимание на волосы, чтобы при съемке они выглядели объемно и не провалились в тень. Если снимаете одежду, то неплохо бы показать ее максимально эффектно. А когда нужно показать какие-нибудь чудесные туфли, постарайтесь, чтобы ноги вошли в кадр. Ну и, конечно, смотрите за тем, чтобы труды визажиста не пропали втуне – это когда неожиданно яркий и эффектный make up вдруг стремительно скрывается в тени от шикарной челки. Иногда я слышу нелепые высказывания по поводу резкого и мягкого освещения. Сам по себе тип освещения не может быть плохим или хорошим. Поэтому нельзя сказать, что освещение с глубокими тенями плохое, а равномерный рассеянный свет хороший. Определенный тип освещения задает атмосферу снимка. И если вы используете цветные фильтры, то должны понимать последствия этого. Ведь съемка может получиться авангардной, а это значит, что понравится она не всем. Цветные фильтры можно использовать в двух вариантах – ставить их на направленные источники света и на рассеянные. В первом случае изменится цвет освещаемой поверхности, а во втором оттенок цвета появится во всем.
У fashion-съемки есть свои сезоны. По зиме фотограф пуглив, плохо реагирует на минусовые температуры, а потому, проявляя малодушие, прячется в студии и других помещениях. По весне, с первыми признаками тепла, он оживает и пытается совершать вылазки в парковые зоны. Ну а летом эту капризное существо. наоборот, сложно загнать в студию – сыпля идеями вовсю, хороший экземпляр может наготовить съемок до самой зимы в городе, в парках, на лоне дикой природы и в тех же самых ресторанах и салонах мебели. Настолько благоприятными являются условия съемки при естественном освещении, которое при желании можно комбинировать с софитами. То есть, пробовать свои силы в этом жанре фотографии проще всего именно летом и в начале осени. Также можно попробовать провести съемку за границей. В вашем восприятии все тамошние виды будут свежими, будет проще найти удачное место для съемки, ну и непохожесть заграничного ландшафта положительно скажется на восприятии снимков другими людьми. Только нужно будет проявить чудеса коммуникабельности, чтобы получить заказ на заграничную съемку в начале карьеры!
Итак, будем надеяться, что в вашем кофре уже лежит удобная камера с хорошей оптикой и у вас есть большая такая сумка с маленькими колесиками и надписью, например, Hensel. Ну, или вообще без надписи и без колесиков. Главное, чтобы вы знали, что это очень дорогая сумка и ее нужно очень аккуратно бить об углы и двери. И еще – что вы умеете всем этим пользоваться. Сделайте глубокий вдох и открывайте дверь в огромный глянцевый мир! Текст и все фотографии - Алексей СУЛИМА
Дата публикации: 2008.09.08
|