Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Авторские статьи Форум Фотогалерея
21.05.2010
Приглашаем авторов статей

Застывшая история в картинках — случайные прохожие, чей-то взгляд, природные явления, репортажи с места событий — как донести до зрителя, что хотел передать автор? Как сфотографировать нечто, что будет будоражить умы еще не один десяток лет? У многих фотографов, начинающих и профессионалов, есть свои секреты съемки.

28.12.2009
С Новым годом-2010 и Рождеством

Digital Camera Photo&Video поздравляет вас в наступающим Новым годом и Рождеством! Пусть 2010 год принесет вам новые открытия, теплые встречи и хорошее настроение. Стремитесь к цели, не бойтесь экспериментировать — только так вы добъетесь успеха.

29.04.2008
Главный форум-2008

10–13 апреля в Москве прошло главное событие (во всем, что касается материальной стороны фотографии) — Фотофорум-2008. Восьмая подряд выставка и на этот раз подтвердила свой особый статус, собрав рекордное число и экспонентов, и посетителей, — на достижения фотоиндустрии пришли полюбоваться 87500 человек.

Голосование
Камерой, какого производителя вы снимаете?
Canon
Casio
Epson
Fujifilm
Jvc
Kodak
Leica
Nikon
Olympus
Panasonic
Pentax
Premier
Samsung
Sony
Другой

Статьи
Поиск
Реклама





Статьи

Висящая зеленая селедка

Я почему-то запомнил давний, в детстве еще услышанный от отца анекдот его гимназических, дореволюционных лет. Один человек задает другому загадку:
— Отгадай загадку. Что это такое: зеленая, висит и пищит?
Тот мучительно думает, потом отвечает:
— Не знаю.
— Эх, ты! Это же селедка!
— А почему — зеленая?
— А я ее покрасил.
— А почему — висит?
— А я ее повесил.
— А почему пищит-то?!
— А это — чтоб ты не догадался…



Подобных загадок я не люблю. Скучно. А вот загадки, разгадке в принципе поддающиеся, хоть (и даже особенно) не сразу, — это другое дело. Я скажу больше: любое произведение искусства, из какого жанра и вида не возьми, просто обязано быть загадкой. Иначе это не произведение искусства, а в лучшем случае — его копия или стилизация под него. Ибо открытие бывает один только раз, — что отлично выражено в максиме про изобретение велосипеда, — и как искусно ни повторяй однажды открытое, — на этом можно сделать имя, сделать деньги, — но художником не станешь никогда. Больше того: варьируя и перепевая даже собственное подлинное открытие, постепенно художником быть перестаешь. Помню, как пару десятков лет назад в Москву, в Пушкинский, привезли огромную выставку Марка Шагала. Отстояв несколько часов, я попал на нее, и нет слов рассказать, насколько разочаровался в Шагале: вслед за парой первых залов, полных открытиями (хорошо знакомыми по репродукциям), зал за залом пошли автореплики и перепевы. Конечно, я внутренне Шагала оправдал вполне: надо ж ему было в Парижской эмиграции с чего-то жить, не таксистом же, право, работать, — однако…
В общем, самое главное — произведение искусства просто обязано удивить. Иной раз удивление бывает очень глубоким и преследует тебя всю жизнь, — как, например, от поэм Гомера, «Дон Кихота» или «Мастера и Маргариты» Булгакова. Иногда — мгновенным, но все-таки настоящим: вызывающим искреннюю улыбку радости или даже какое-нибудь междометие вслух. Искусство фотографическое в этом смысле, возможно, по своей натуре склонно к удивлениям маленьким, — впрочем, точно сказать я не берусь, потому что по сравнению с литературой или, скажем, скульптурой, оно еще на удивление молодо, так что не исключено, что у него все впереди. Оно уже и сегодня дало несколько примеров удивления глубокого, — когда не удовлетворяешься первой радостью удивления при знакомстве, а хочется повесить снимок на стену и извлекать из него все новые и новые, всё более глубокие, степени удивления.
Но, в сущности, от нас глубина удивления, которую мы выставляем на суд публики, зависит не слишком сильно, во всяком случае, если мы не пренебрегаем трудом: это — результат таланта и прожитой судьбы. Однако вещь без удивления вообще просто недостойна демонстрации — хоть даже собственной жене. Помнится, великий Сергей Эйзенштейн, в ту пору еще кино не снимавший, а ставивший театральные спектакли, сочинил термин «монтаж аттракционов». Я долго думал над тем, что сей термин значит, пока не догадался: в любом хорошем произведении продолжающегося (литература, театр, кино) искусства каждый законченный эпизод должен нести в себе элемент удивления: формой ли, сюжетом, словцом… Был какой-то очень давний фильм, из которого я запомнил только одно: герой спит где-то в тропиках, под москитной сеткой; звонит будильник, и герой останавливает его прямо сквозь ткань сетки… Аттракцион и, увы, — кажется, в том фильме единственный.
Фотография — если не касаться серий и специально сделанных альбомов, которые, впрочем, «продолжающимся искусством» я рискну назвать только в очень и очень редких случаях (чаще всего — это формальная пристыковка, объединенная не художественной идеей, но местом или, скажем, временем съемки, изредка — ее объектом), — фотография не может быть «монтажом» аттракционов. Тем более требовательно мы обязаны относиться к тому, чтобы каждый снимок был аттракционом наверняка. Очень везет, когда зерном аттракциона, обычно глубокого, оказывается невероятно пронзительный взгляд портретируемого или застигнутое невероятное событие, лучше всего — содержащее эмоции его свидетелей. Но везет не часто, и порой приходится либо придумывать аттракцион за счет, например, какого-нибудь очень редкого или могучего объектива, какого-нибудь монокля или макро 5 : 1. Или — ракурса. Но такие, придуманные, удивления в большинстве случаев напоминают зеленую пищащую селедку. А чтобы была не селедка, надо стараться видеть вокруг удивительное. Ну, как минимум, — удивляющее тебя: тогда есть шансы (зависящие от того, с каким количеством людей ты находишься в резонансе, — и вот это уже от тебя не зависит), что удивятся и зрители.
Мысли мои, в общем, не слишком свежи (особенно если учесть приведенного в пример Эйзенштейна с его девяностолетней давности термином), однако, похоже, обретают сегодня особую важность и остроту, и вот почему. Прежде произвести какой-нибудь артефакт было долго, трудно и дорого. Художники прошлого частенько сами растирали краску, купить холст даже Рембранту было не пустяк… А учеба! Поэтому они брались непосредственно за дело, во-первых, после долгих обдумываний, во-вторых — в реальной надежде, что произведение кому-то понадобится, как-то окупит немалые первоначальные расходы. Да даже и в фотографии еще два-три десятка лет назад редко кто мог позволить себе настоящую камеру, хорошие объективы, правильную проявку, печать… Все это, с одной стороны, заставляло фотографа задуматься, прежде чем нажать на спуск, с другой — уже самим фактом дороговизны вызывало у зрителя заведомое уважение к произведению. Сегодня же почти в любом виде искусства, кроме, разве, скульптуры (и то -- то тут, то там появляются сообщения о трехмерных принтерах, один из таких я даже видел вживую и немного с ним играл), сегодня затраты на производство той же фотографии падают просто экспоненциально и оказываются по карману практически каждому. Дальше: мир сузился до размеров средневековой деревни: слетать куда-нибудь в Гималаи становится довольно легким предприятием, не требующим двух-трех лет времени и отряда в полсотни человек. А полиграфия… А интернет! Сейчас, если кому не лень, можно познакомиться практически со всем классическим наследием прошлого, хотя бы, что называется, в репродукции, и с тем, над чем сегодня работают признанные художники. И вот эта доступность и техники, и образцов для подражания вызвала такое количество частенько очень мастерски сделанных вещиц, что от них просто ломится даже безразмерный интернет! Где-то, я слышал, есть русский сайт поэтов, куда набито столько образцов их творчества, что, чтоб их даже бегло прочесть, понадобились бы месяцы. И кто, интересно, кроме как по принципу «каждый — свое», способен на такие подвиги? А семейные видеофильмы? Я замечал, что даже у авторов чаще всего не хватает терпения даже один раз просмотреть их с начала и до конца. Многочисленные пользователи многочисленных же фотографических сайтов то и дело приглашают «в друзья» довольно случайных соседей, чтобы хоть кто-нибудь глянул на плоды их творчества.



И, конечно, все обстояло бы иначе, если бы каждый творец ставил себе строгую цензурную рогатку обязательного удивления.
В качестве картинок к этой «Записке» я выбрал четыре из тех, на которых задерживался взгляд практически всех, кому я их показывал, — в стремлении разгадать. И должен заметить, что редко кому это удавалось без моих пояснений, — после же них все оказывалось довольно просто. Ибо к той простоте, которая лучше воровства, я всегда (во всяком случае — в последние десятилетия) стремлюсь со всей силой и искренностью души. Стараюсь, что называется, не красить пищащие селедки и никуда их не подвешивать.
Один из таких, удивительных на взгляд и требующих от зрителя интеллектуального усилия и определенной раскрепощенности в фантазии, я поместил где-то с полгода назад в «Записке» «Объективная реальность». Я не дал там разгадки, а предложил поупражняться читателю. Должен заметить, что из пары десятков писем с вариантами разгадки ни одно не попало в цель…
Поэтому я продолжаю свою игру, хотя на сей раз, во всяком случае, половина из предложенных снимков, представляет загадки заметно более легкие. Ну, не поленитесь. Удивитесь (очень на это надеюсь), подумайте и — напишите. Мой мэйл внизу, рядом с фамилией.
Евгений КОЗЛОВСКИЙ  (ekozl@ekozl.ru)

Дата публикации: 2008.11.26

  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

«Мир фотографии Digital Camera» – это информационный портал, посвящённый искусству фотографии. Фотографы имеют власть остановить ускользающее и прекрасное мгновение, трогают сердца и меняют ход событий в мире. Фотография – всего лишь один из способов запечатлеть прекрасное и привнести что-то свое в постижение окружающего мира. Но это именно то, что нас интересует. Не делая различий между съёмкой на плёнку и цифровые носители, мы тщательно взвешиваем плюсы и минусы и делимся своим опытом. Статьи