Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Авторские статьи Форум Фотогалерея
21.05.2010
Приглашаем авторов статей

Застывшая история в картинках — случайные прохожие, чей-то взгляд, природные явления, репортажи с места событий — как донести до зрителя, что хотел передать автор? Как сфотографировать нечто, что будет будоражить умы еще не один десяток лет? У многих фотографов, начинающих и профессионалов, есть свои секреты съемки.

28.12.2009
С Новым годом-2010 и Рождеством

Digital Camera Photo&Video поздравляет вас в наступающим Новым годом и Рождеством! Пусть 2010 год принесет вам новые открытия, теплые встречи и хорошее настроение. Стремитесь к цели, не бойтесь экспериментировать — только так вы добъетесь успеха.

29.04.2008
Главный форум-2008

10–13 апреля в Москве прошло главное событие (во всем, что касается материальной стороны фотографии) — Фотофорум-2008. Восьмая подряд выставка и на этот раз подтвердила свой особый статус, собрав рекордное число и экспонентов, и посетителей, — на достижения фотоиндустрии пришли полюбоваться 87500 человек.

Голосование
Камерой, какого производителя вы снимаете?
Canon
Casio
Epson
Fujifilm
Jvc
Kodak
Leica
Nikon
Olympus
Panasonic
Pentax
Premier
Samsung
Sony
Другой

Термостойкая эмаль еще

москрас.рф

купить вызывную панель ссылка

bnt-video.ru

Статьи
Поиск
Реклама





Авторские статьи

Эволюция фотовспышек. Полтора века пути.

Фотовспышка – импульсный источник света для освещения объекта при недостаточной освещённости. Различают два вида фотовспышек: многократного применения – электронная, источником света в которой служит газосветная импульсная лампа, и одноразового действия. Это флэш-лампы – стеклянные колбы, наполненные кислородом и алюминиевой фольгой и магниевые фотовспышки на флэш-порошке.

За полтора века своего развития фото-осветители прошли три условно-основных этапа: химический – магниевые проволока и порошки, лампы – вспышки на флэш-ганах и современный – электронные вспышки. Сейчас ни один фотограф не представляет себя без креативной системы освещения. Но так было не всегда.

В 1879 году Жозеф Сван создал первую рабочую модель электрической лампочки. За год до этого в 1859 году Г. Планте создал первый свинцовый аккумулятор. В 1860-х годах впервые в истории фотографии был использован электрический свет. Месье Надар (Гаспар Феликс Турнашон), первый французский фотожурналист, в 1861 году применил для съёмки парижских катакомб аккумуляторное освещение. Позже (1877 год) на помощь студийным фотографам пришли дуговые лампы. В студии Ван-дер Вайде на Регент Стрит, с газовым динамо, света было достаточно для экспозиции от 2 до 3 секунд. До этого процесс съёмки продолжался несколько минут. Светочувствительность фотоматериалов тех лет была низкая. Людей усаживали в специальные статичные позы, чтобы они не шевелились. Так же применялись специальные фиксаторы для головы.

Собственно, название «flash» (вспышка) вошло в фото-обиход в 1886 году с изобретением магниевого порошка. А первую в мире электрическую вспышку применил для фото Генри Фокс Тальбот в 1851 году. Десятком лет ранее, в 1839 году Л. Иббетсон использовал кислородно-водородный светильник (Limelight) для съёмки микрообъектов.

Магниевые осветители

В 1859 году Р.Бунзен в Германии и Г.Роско в Англии предложили использовать для фотосъёмки свет сгорающего магния.

С 1863 года в Англии стали производить магниевую проволоку. В 1864 году горение магниевой проволоки диаметром 1 мм для фото применил Э. Сонштадт. Экспозиция длилась около минуты. В начале 1864 года, три фотографа совместными усилиями получили хороший негатив на шахте Блю Джон Майн в Дербшире, используя магний. С тех пор магний в виде проволоки широко использовался фотографами. Метод был популярен до 1880-х. Магниевую проволоку, а позже – ленту скручивали в рулон и использовали для фотографирования и в фотоувеличителях. Существовали проволочные и ленточные осветители.

Проволока сгорала медленно, производя, таким образом, дополнительный свет для фотосъемки.

Технология работы с проволокой была не слишком сложна. Обычно магниевые осветители состоят из скрученной в рулон ленты или, ранее, проволоки магния, который перемещался либо механически, либо вручную из контейнера вокруг лампы с отражателем. Горение часто было неполным и непредсказуемым. Экспозиция значительно варьировалась, а воздух становился тяжёлым, непрозрачным от паров, что делало метод непригодным для студии. Более того, возникали неудобства от дыма, запаха и большого количества белого пепла. Например, на приемах и званых обедах, где были белоснежные скатерти и гости в прекрасных дорогих нарядах. Обычно фотограф собирался и уходил до того как пыль оседала. Тем не менее, магниевые лампы были популярны в 1870-х и 1880-х годах, несмотря на расходы и опасности.

Магниевые осветители применялись и в фотоувеличителях, и для работы с камерой.

Но это была ещё не вспышка.

Магниевые фотовспышки

В 1865 году Чарльз Смит применил смесь порошка магния и пороха для съёмки пирамид Гиза. Результат был неважным, но идея хорошая. В 1883 году Кеньон смешал магний и хлорид калия. Горение было очень ярким. В 1887 году Адольф Мифе и Йохан Гедик применили смесь магния с хлоратом калия. Так был изобретён «флэш-порошок» (или «flash-powder» или «blitzlicht») и вошла в обиход магниевая вспышка, которую мы считаем спутницей форматной камеры.

Хотелось бы отметить, что свет, излучаемый магниевой вспышкой был мягче и равномерней чем свет современных моноблоков с софт-боксами. Причина проста – свет шёл во все стороны и, многократно отражённый, выполнял функции и рисующего, и моделирующего, и заполняющего.

Магниевая вспышка не синхронизировалась с камерой. Съёмка производилась методом «открытой вспышки», когда камера ставилась на штатив, открывался затвор, производилась вспышка и затвор закрывался. Кустарные синхронизаторы в те времена все же использовали. Обычно это был сдвоенный фото-тросик. Один конец запускал затвор фотокамеры, второй – магниевую «машинку».

Для магниевых вспышек применялись следующие «машинки»:

• пистонные (порошок магния насыпали в приёмник, вспышка производилась в вертикальном положении и в нужный момент нажимали на курок: бумажный одноразовый пистон давал искру и возгорался порошок; реже магниевый порошок поджигался ударом бойка по поджигающему капсюлю);

• кремниевые (вспышка со спиралью, которая вращает стальное колесико с кремнием, искры зажигают порошок);

• с воздушной грушей («пых» с помощью резиновой груши, воспламенив порошок искрой произведя вспышку, широко известны вспышки этого типа – Todd-Forrett lam);

• картриджи с фитилем (порошок магния в небольших деревянных картриджах с фитилями);

• пакетики с фитилем типа «чайные» (простая одноразовая порошковая вспышка (типа «чайный пакетик», который содержит порошок);

• деревянный стержень с нанесением магниевого порошка.

Иногда флэш-смесь просто поджигалась в лотке длинной целлулоидной палочкой или спичкой.

В начале XX века формула флэш-порошка была доработана и улучшена, чтобы сделать процесс проще и безопаснее. Вспышки длились всего 10 мс и люди уже не успевали моргать во время экспозиции, это помогло портретной фотографии.

Порошковая вспышка была взрывной смесью и представляла опасность. Дым и белый осадок так же были большой проблемой. Однако, использование флэш-порошка продолжалось до середины 60-х годов, потому что ранние лампы-вспышки и электронные вспышки были слишком дорогими для любителей. Затем магниевые вспышки ушли в историю.

Флэш-ганы

Помните старое кино, где у фотографа в руках раскладная камера и вспышка с огромным круглым рефлектором? Это и есть флэш-ган.

Первые флеш-ганы – вспышки со сменной одноразовой флэш-лампой, появились в 30-х годах.

Владимир зверев: эволюция фотовспышек

В 1925 году Пауль Феркоттер запатентовал первую лампу-вспышку. Магниевая фольга помещалась в стеклянный баллон, содержащий кислород при низком давлении, чтобы продукты горения не разорвали баллон. Для воспламенения хватало несколько вольт от обычной батарейки. Идея была не нова. Французский зоолог и пионер подводного фотографирования Луи Боттан в 1890 году пользовался громоздкой магниевой лампой. Порошок магния был запечатан в стеклянную банку. Прикреплённый на подвижной подставке, он зажигался с помощью спиртовки. Но история подводной фото-съёмки – это отдельная страница в истории фотографии.

В 1893 году доктор Шауфер разработал магниевую лампу-вспышку в виде стеклянного шара, наполненного кислородом с магниевой проволокой и электрическим поджигом.

В 1929 году первая настоящая флэш-лампа Vacumblitz была произведена в Германии. За ней последовали в 1930 Sashalite в Британии и GE20 в США.

Первые фотографии с помощью вспышки «Sashalite» были опубликованы «Morning Post». Это были фото машинного отделения и других отсеков подводной лодки.

Началась эпоха флэш-ганов и развитие ламп-вспышек. Сначала в колбу обычных электрических ламп помещали магниевую или алюминиевую фольгу.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышкиВладимир Зверев: эволюция фотовспышки

Позже «луковицы» стали наполнять тонким магниевым или циркониевым проводом, похожим на шар из тонкой шерсти.

Размер ламп-вспышек со временем уменьшался: от огромной луковицы до грецкого ореха. Резьбу крепления заменили байонетом и кнопкой «отстрела» сгоревшей лампочки.

Владимир Зверев:эволюция фотовспышек

Для работы с цветной плёнкой лампы окрашивались в голубой цвет. Так же выпускались инфракрасные флэш-лампы для съёмки в полной темноте (они работали с инфракрасной плёнкой или фильтром). Применялись в технической и научной фотографии, а также спецслужбами.

Появилась настоятельная необходимость синхронизировать работу камеры и вспышки.

Владимир Зверев:эволюция фотовспышек

Первые синхронизаторы появились с 1936 года по 1939 год на пресс-камерах, где камера, затвор и лампа помещались в едином узле.

Первой серийной камерой этого типа стала Falcon Press Flash в 1939 году. Другие ранние камеры-вспышки были Agfa Shur-Flash и Kodak Six-20(Flash Brownie box camera), в 1940 году – Kine Exakta.

Владимир Зверев:эволюция фотовспышекВладимир Зверев: эволюция фотовспышек

Синхронизаторы для остальных камер выпускались с 40-х до середины 50-х годов. Они представляли собой отдельные устройства. Оно вставлялось в гнездо для спускового тросика и имело провод, поджигающий вспышку.

Синхро-контакты на камерах стали всеобщим стандартом после Второй мировой войны. До конца 50-х годов каждый производитель пользовался своей «вилкой». В 1953 появился 3 мм (1/8 дюйма) PC-разъем от Zeiss, образца Prontor-Compur, ставший впоследствии всемирным флэш-стандартом.

Владимир Зверев:эволюция фотовспышекВладимир Зверев: эволюция фотовспышек

В 1963 году «узаконили» синхронизацию типа «горячий башмак». Ее применили впервые в 1938 году для вспышки на камере Univex Mercury СС.

Владимир Зверев:эволюция фотовспышек

Первое крепление для дополнительных устройств появилось на камере Leica в 1913 году и называлось Зухер-планка ( нем. Sucher — видоискатель).

Теперь в этом разъеме гордо обосновалась фотовспышка.

 Владимир Зверев: эволюция фотовспышек

Некоторые фотоаппараты ранних выпусков не имели крепления для фотовспышки, адаптер с креплением приобретался отдельно.

На советских камерах PC-разъём поставили в середине 50-х годав, а центральный синхро-контакт «горячий башмак» - со второй половины 1970-х годов.

Ламповые вспышки меньше весили и легко зажигались, они были мощнее, удобнее и безопаснее магниевых. До середины 50-х они были относительно дорогими для любителей. Но с уменьшением их габаритов в 1955 году стоимость их стала приемлемой.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышекВладимир Зверев: эволюция фотовспышекВладимир Зверев: эволюция фотовспышек

С 1955 года на флэш-ганах появились каплевидные лампы. Это были Philips PF1 и AG1 с 1961 года.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышек

Они были очень компактны: лампа и вспышка занимали меньше места, чем наименьшая вспышка до них; обладали той же светоотдачей; заменялись с нереальной скоростью. Лампы были «без-базовыми», т.е. без металлического цоколя с резьбой или байонета. Лоток загрузки повторял форму лампы. Для работы на «старых» флэш-ганах каплевидные лампы комплектовались адаптером для посадки и новым маленьким полированным отражателем на 2 или 3 дюйма. Они стали хитом продаж и продавались со скоростью 1 штука в секунду.

В середине 50-х годов первые единичные электронные вспышки появились на прилавках рядом с флэш-ганами. Они пока были дороже, крупнее и тяжелее. Но это отразилось на PC-контактах. Так как флэш-лампы достигали пика яркости в разное время с электронными, контакты стали делать под разные системы «поджига» ламп-вспышек («M»-medium, «FP»- focal plane -шторные затворы, «F»-fast –центральные затворы , «X»-электронная). Устанавливали несколько синхро-гнёзд или переключатель режима синхронизации.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышек

Ламповые вспышки были большим шагом вперед по сравнению с магниевыми. Они меньше весили, легко поджигались, были мощными. Они были безопаснее, не давали дыма и осадка.

Полвека флэш-ганы честно служили фотографам. Электронные вспышки многое у них переняли: синхро-контакты, компоновку в едином узле, поворотный рефлектор.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышекВладимир Зверев: эволюция фотовспышекВладимир Зверев: эволюция фотовспышек

Но время выбрало «электронику» и флэш-ганы уступили. «Лебединой песней» флэш-ганов стали лампы Cube–flash на 4 «пыха» и Flip-flash на 10 вспышек каждая.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышекВладимир Зверев: эволюция фотовспышек<

В недавнем ещё прошлом «flash-cube» и «flip-flash» составляли реальную конкуренцию электронным вспышкам на массовых любительских камерах.

Электронные вспышки

Импульсная лампа – источник света, предназначенный для получения кратковременных световых вспышек высокой интенсивности, в котором используется свечение низкотемпературной плазмы. Свечение возникает при импульсном разряде в инертном (обычно ксеноне ) или другом газе.

Если не брать в расчёт разряд лейденской банки Талбота в 1851 году, то электронная вспышка – ровесница одноразовых ламп вспышек. Гарольд Эджертон в 1932 году предложил использовать для фотографии многоразовую лампу. В 1939 году на основе ксеноновой трубки была изготовлена первая электронная вспышка и разработан метод ее синхронизации с затвором камеры. Преимущества были налицо:

1. импульс был короче и был не слабее ламповых предтечей;

2. контролировалась и регулировалась интенсивность вспышки;

3. лампа использовалась многократно;

4. использовались батареи или аккумуляторы.

Но вспышка была дорогая и тяжелая (около 8 кг) и до 50-х годов использовалась только профессиональными фотографами.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышек

В 1958 году Пауль Метц представил транзисторный преобразователь напряжения в электронной вспышке METZ Mecablitz.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышек

Это был настоящий прорыв, значительно сократились размер, вес изделия. Одновременное применение аллюминированных пластмасс улучшили КПД отражателя, позволив снизить энергию вспышки и скомпоновать все элементы в едином узле.

В 1947 году Bowens начинает производить лампы-вспышки, а в начале 60-х изобретает первый в мире моноблок. Таким образом, фирма Bowens вошла в историю как основоположник промышленного производства импульсного осветительного оборудования для профессиональных фотографов.

В 1963 году компания Фойхляндер представила камеру Vitrona с первой в мире встроенной электронной вспышкой.

В пистолетной рукоятке располагались батарея и конденсатор. Объектив Lanthar 50/2.8 позволял автоматике при работе со вспышкой управлять диафрагмой. Достаточно было выставить расстояние.

Этим же путем шел Nikon в 1969, выпустив объектив GN Auto Nikkor 45/2.8.

Разработка была внедрена до официального появления автоматических электронных вспышек. Ведущее число вспышки GN (Guide Number) не всегда имело такое красивое название. Раньше мощность вспышки и силу импульса измеряли джоулями. А по экспонометрическим таблицам определяли значение диафрагмы в зависимости от расстояния.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышек

Canon пошел своим путем и в 1976 году представил согласованную автоматическую вспышку Canon Speedlite 155. Она функционально связывалась с камерой Canon AE-1 посредством дополнительных управляющих контактов. Обойма «горячего башмака» стала мудрее.

70-е годы стали переломными в жёсткой борьбе электронных «пых» и флэш-ганов. Их размеры выровнялись, а цены стали сопоставимы. И флэш-ганы ушли достойно. Но их до сих пор покупают, теперь в качестве сувениров, потому что они – красивые

Окончательно победил «hot-shoe» – разъём и все системные вспышки стали согласованными. Разумеется, у каждого производителя дополнительные контакты были свои. У Minolta даже «башмак» был собственный. Теперь этот башмак унаследовали цифро-зеркалки Sony и вспышки Minolta исправно работают на них.

Электронные вспышки стали автоматическими. Сначала их импульсом управляла электроника камеры. Это было и есть сейчас на согласованных системных автоматических «пыхах».

Затем фотоэлемент стали ставить на саму вспышку и она стала полностью самостоятельной. Такие автоматические вспышки могли использоваться с любой механической фотокамерой. Вспышка сама регулировала мощность и длительность импульса.

Внимание!

Электронные вспышки для механических фотокамер смертельно опасны для камер электронных. У «механики» синхронизация вспышки и затвора механическая. Внутри камеры во время спуска затвора замыкались два контакта. Через них напрямую высоковольтный заряд конденсатора вспышки поджигал ксеноновую лампу. Современные камеры напрямую с конденсатором вспышки уже не общаются. У них несколько управляющих контактов и электронное, то есть низковольтное управление вспышкой. Поэтому старые вспышки «выжгут» камере дорогие мозги. Даже при внешнем сходстве «горячего башмака». Он не зря так назван.

В первые годы своего использования (30-е и 50-е годы, если кто забыл) между контактами вспышки и камеры при неплотной посадке пролетали искры. Башмак сильно нагревался. Когда пришло время электронных вспышек, их конденсатор башмаком «бил» фотографа. Несколько вольт маленьких батареек преобразуются внутри вспышки как минимум в 300 вольт и заряжают конденсатор. От ёмкости конденсатора зависит мощность вспышки и «сила удара». Доставалось фотографу и от PC-контакта: иногда кабель от вспышки соскакивал с PC-разъёма фотокамеры и «гулял» по лицу.

В 80-х годах получило развитие беспроводное дистанционное управление вспышками. Начиналось всё с инфракрасных «ловушек». С развитием электроники усложнились и эти приборы. Теперь эти устройства сопоставимы по цене со вспышкой. Они управляют несколькими вспышками, поддерживают беспроводные стандарты связи и имеют кучу «наворотов», не ведомых даже их китайским производителям. (Почему неизвестных? Китайцы производят только то, чему их научили американские и японские разработчики. А кто откроет все свои секреты, тот китайским друзьям уже не нужен).

Зуммируемый рефлектор «вошёл в моду» на электронных вспышках в 90-х годах с победой «электроники». Хотя его механические предтечи неактивно использовались в 60-70-х, с появлением первых трансфокаторов и зум- объективов на фотокамерах.

Сегодня электронная вспышка – это мощный, надёжный и мобильный источник света, оснащённый «бортовым компьютером», незаменимый для работы в тандеме с фотокамерой. Такая же нужная вещь как штатив и фотограф. Но эволюция продолжается. Возможно, верх возьмут светодиодные осветители, которые только начинают входить в моду. А может всё вернётся к магниевым истокам, ведь ни один софт-бокс не даёт такого равномерного освещения. Поживём – увидим.

Владимир Зверев: эволюция фотовспышек

Информация взята из следующих источников:

Книги:

А.Волгин_«Фотография. Из практики любителя».1988 год;

«Справочник фотографа» (редакция - А.Меледин) 1989 год;

Трачун А._«Зеркальный фотоаппарат как система» 1986 год;

Микулин В.П. _Фоторецептурный справочник. 1958 год;

Томас Штапф_«Фотография» 1948 год;

Политехнический словарь (изд. Советская энциклопедия)1976 ( с изм. 1989).

Ссылки на книги:

Brian Coe & Paul Gates_"The Snap shot Photograph – Therise of Popular Photography, 1888-1939";

Michael Langford – "The Story of Photography";

Журнал «Советское фото» №2 1986 и № 7 за 1960 год;

Журнал Foto&Video №2 1998 статья «Вспышки, что есть что» Владимир Родионов.

Использованные материалы с сайтов:

http://www.photohistory.ru/1207257552193469.html – этапы развития отечественного фотоаппаратостроения;

http://www.photohistory.ru/1207248190243509.html – -рецепты магниевых смесей;

http://www.zenitcamera.com/qa/tip-magnesium.htm – -рецепты магниевых смесей;

http://ru.wikipedia.org/wiki/Фотовспышка – самые общие сведения по истории фото-вспышек;

http://photo.tutsplus.com/articles/history/a-brief-history-of-photographic-flash/ – краткая история фотовспышек с иллюстрациями;

http://www.earlyphotography.co.uk/site/entry_M42.html – краткая история магниевых осветителей и магниевых вспышек с иллюстрациями;

http://mbarel.webring.com/m_flash.html – краткая история магниевых осветителей и магниевых вспышек с иллюстрациями;

http://www.ukcamera.com/classic_cameras/historyenglish.html – краткая история этапов развития фототехники;

http://www.photomemorabilia.co.uk/Ilford/Flash_History.html – толково иллюстрированная добротная история химических осветителей и флэшганов.

 

Текст и фото: Владимир Зверев, fototoka@mail.ru

Дата публикации: 2012.07.31

  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

«Мир фотографии Digital Camera» – это информационный портал, посвящённый искусству фотографии. Фотографы имеют власть остановить ускользающее и прекрасное мгновение, трогают сердца и меняют ход событий в мире. Фотография – всего лишь один из способов запечатлеть прекрасное и привнести что-то свое в постижение окружающего мира. Но это именно то, что нас интересует. Не делая различий между съёмкой на плёнку и цифровые носители, мы тщательно взвешиваем плюсы и минусы и делимся своим опытом. Статьи