Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
время. Как пишет Петровская, «момент про
читываемости открывает доступ к истории».
Отголоски этих клише дошли и до наших
дней, в особенности при групповой или сту
дийной портретной съемке (разворот три чет
верти, поза ног, рук…). Каждое десятилетие
привносит новые формы клише, которые тоже
являются культурным знаком, привязкой в оп
ределенной системе координат. Например,
изобретение телефона сразу же отразилось
в многочисленных фотографиях — возник по
пулярный образ девушки (мужчины) с телефо
ном, в 20–30 е гг. массовое производство
и распространение автомобилей породило мо
ду на фотографии людей в машине или возле
машины. Мода на курение среди женщин так
же заняла почетное место в фотографии, по
родив бессчетно повторенный образ девушки
с папиросой. Эти клише настолько устоялись
в обществе, что и сегодня бессознательно
воспроизводятся.
Картина, открывающаяся камере, по природе
своей иная, чем та, которая открывается глазу.
Камера видит гораздо больше, в этом она со
вершеннее человека. Поэтому культурное и ис
торическое пространство, которое она запечат
лела во всей полноте, не раскрывается перед
зрителем сразу. «Для того чтобы нечто было
увидено, оно должно быть сначала узнано. Уз
навание и есть та точка, где встречаются взгляд
и чувство и где изображение впервые проявля
ется. Чтобы «возникло изображение», необхо
димы определенные условия восприятия».
Одно из основных условий, при котором фо
тография проявится и откроет зрителю допол
нительное значение, — это отсутствие с его
стороны личностных эмоций по отношению к
изображенному месту, человеку или предмету.
Пока человек видит на фотографии близкие
ему лица, он не сможет увидеть ничего иного,
так как его личная привязанность к изобража
емым слишком сильна. Когда же исчезает
эмоция, то и взгляд на фотографию становит
ся иным, что влечет за собой открытие новых
знаков. Фотография, которая долгое время
хранила кому то память о близком человеке,
только сохраняла его индивидуальный образ.
Спустя десятилетия этот снимок начинает де
монстрировать культурные знаки прошлого
(те же клише, о которых шла речь выше).
«Уходя, фотография открывает измерение
реальности, о котором ей и не мечталось: она
отсылает к неочевидному, ее документальность
опирается на вымысел. Фотографии почти уже
и нет: остается призрачное изображение, чье
угодно, какое угодно, и оно может рассказать
мне больше, чем то, которое было — казалось
— непререкаемо «моим». Это так, поскольку в
нем соучаствуют другие, поскольку в поле зре
ния оно попадает только и исключительно бла
годаря последним. Иначе — без других — фото
остается непроявленным, его вообще нельзя
увидеть».
Анна ЛЕМЕШ
Время проявляет фотографию
ТЕОРИЯ
2006
АВГУСТ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
47
Эти 2 фотографии, снятые приблизительно в одно время (начало
ХХ века), отлично демонстрируют то, каким образом фотографи
ческие клише помогали выразить принадлежность к высшему сосло
вию. Так, определенное строгое расположение членов семьи на фото
графии справа говорит об их высоком положении в обществе. Простота
поз, незатейливая одежда и предметы в руках детей на снимке слева
указывают на крестьянское происхождение фотографируемой семьи.
046-47.qxd 11.07.2006 23:27 Page 47
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114
115 116 117
118 119 120
121 122 123
124 125 126
127 128 129
130

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 43 (Август 2006) | Страница 47Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи