Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
20 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
СЕНТЯБРЬ
2006
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
Другой мир
На одном из весьма мною уважаемых ресурсов в Интернете
я наткнулась на небольшой опрос на тему «Что такое
фотография». Не удержалась и я от соблазна придумать
короткое определение. Даже два.
Фотография — это язык. И способ преодоления небытия
Н
ачну издалека. Самая первая встреча
с фотографией у многих начинается
с разглядывания семейного альбома.
Мы привыкаем видеть фотографии близких
и представлять их по этим фотографиям —
такими, какими они на этих фотографиях ос
тались… Из десятков (а в нынешнее время
и сотен) обрывочных образов длиной в долю
секунды можно сложить целую своеобраз
ную ленту жизни. Цифровая фотография в
этом смысле — не исключение. Она лишь
позволяет удлинить эту ленту, сделать ее
более подробной.
Но началось все не с фотографии. Снача
ла рисовали образ на память, даже скорее
на памятник, чтобы бессмертной душе было
с чем ассоциировать себя после смерти.
А уж когда появилась фотография — пока
залось, что появилась абсолютная точность
отображения. Стало казаться, что теперь то
душа не обманется, не перепутает — одно
значно! Или все таки есть возможность пе
репутать. Действительно, что может быть
более похоже на нас самих, чем изображе
ния, застигающие нас в эту одну шестидеся
тую (или того короче) долю секунды. Но
сколько раз мы сталкивались с тем, что фо
тографируемые говорят: неужели это мы.
И не нравится себе никто. Почему. Ведь ме
ханическое отображение должно было бы,
по идее, давать стопроцентное попадание
в реальный образ. А бывает, что мы узнаем
себя или близких в малопригодных для
опознания кадрах. Лучше всего об этом на
писал Ролан Барт в своей «Camera Lucida»:
«Я перебирал… снимки, и ни один из них не
показался мне по настоящему «хорошим»
— ни с точки зрения профессионализма фо
тографа, ни в качестве средства воскреше
ния любимого лица. … Иногда по воле этих
фотографий я узнавал какую то часть ее ли
ца, соотношение носа и лба, движение ее
рук и кистей. Всегда я узнавал ее по частям,
другими словами, от меня ускользало ее бы
Непохоже… И в то же время похоже.
А для чего, собственно, тогда все снимается,
если даже неодушевленное отражение плен
ками и матрицами оставляет нас непохожи
ми. Что же заставляет нас судорожно нажи
мать на кнопочку, бывать осмеянными род
ными и близкими, а также чужими и дальни
ми... Ради чего человек вместо отдыха на
природе берется за фотоаппарат. Для чего
люди так желают быть сфотографированы
«на фоне». Ради чего. Чтобы потом пока
зать: смотрите, это действительно было…
Или это не у тверждение, а вопрос. Да и бы
ло ли это. А может, только могло быть. Или
стало, после того как кнопочка была нажа
та... Существовала ли на самом деле эта
доля секунды, которую зафиксировали фо
тограф и камера, а теперь пристально рас
сматривают зрители.
Но нет, сомнения здесь неуместны, фото
графия с ее механическим способом схва
тывания действительности столько лет со
дня своего рождения говорила нам: «Было!
Было. Было…» И нет, казалось бы, никаких
оснований утверждать, что не было. Но и
абсолютного соответствия тому, что именно
видел фотограф и чем он хотел бы поде
литься со зрителем, не могло быть. И непо
хожесть возникает, наверное, потому, что
мы не согласны с тем человеком, который
выбрал эту долю секунды, а не следующую.
В кадре обнаруживаются ненужные, незна
чащие детали, уводящие от цели снимка.
Казалось бы, всего то нужно полностью уй
ти от неважных на взгляд фотографа эле
ментов сюжета. От них пытались избавлять
ся различными способами: пикториализм и
прочие формоизменения, ракурсы и механи
ческие ухищрения приводили мир в соответ
ствие с творческим замыслом фотографа.
Порой таким образом действительно удава
лось найти точное решение для выражения
сути образа «Дьявол прячется в деталях».
И все же эти лишние детали имели значе
тие, следовательно, вся она целиком. То бы
ла не она и тем не менее то была не кто
иная, как она. Я опознал бы ее среди тысяч
других женщин, и все же я не «обретал ее
вновь». Я отличал ее среди других, но не уз
навал сущностно…
Снимок был очень старым. Наклеенный
на картон, с обломившимися углами и вы
цветшей печатью, сделанной в сепии, — на
нем с трудом можно было разобрать двух
детей, стоявших рядом с деревянным мости
ком в Зимнем Саду со стеклянным потол
ком… Я присмотрелся к маленькой девочке
и, наконец то, обнаружил в ней свою маму…
моя печаль хотела подлинного образа, прос
то образа, который был бы подлинным.
И таким образом стала для меня Фотогра
фия в Зимнем Саду…»
Памяти В. Е. Сафронова
#kolonniy_zal(C)(P).qxd 15.08.2006 17:18 Page 20
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114
115 116 117
118 119 120
121 122 123
124 125 126
127 128 129
130

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 44 (Сентябрь 2006) | Страница 20Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи