Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
КОЛОННЫЙ ЗАЛ
Другой мир
Фотография на документы, свадебные фото,
студенческие гулянки и отдых с родными в
жарких и не очень странах…
А среди моего семейного архива еще хра
нятся фотографии, сделанные на похоронах:
близкие у гроба моей тети, умершей девоч
кой.
Фотографии на памятниках завершают
этот круг…
Где то на большой орбите жизни проплы
вают выставочные фотографии, а на стенах
у сотрудников и знакомых — календари с
лошадьми, собачками, цветочками, архитек
турными излишествами и пейзажами.
А в шкафах лежат альбомы с репродукци
ями…
Другой мир. Или все таки наш мир. Или
мир такой, который мы хотели бы сохра
нить. И в создании которого мы принимаем
непосредственное участие...
Но этот мир — особый, в нем все переда
но только одним способом — светом. Все,
что окружает нас, имеет запах, объем, фак
туру, движется, звучит. Фотография все это
богатство способна передать только через
одну сторону — визуальную. Все это доступ
но нам через зрение. И фотографы вынуж
дены искать способы светописью изобра
зить все.
В самом деле, как передать запах цветов,
их бархатистую и шелковистую поверхность
лепестков. Как передать звук. Возможно,
что у фотографа, так же как и у человека, от
природы лишенного возможности слышать
и говорить, обостряется зрение. Он вынуж
ден искать другие способы для воплощения
привычной среды. Те знаки, которые он вво
дит в фотографии, чтобы передать особен
изображение. Мне всегда бывает любопыт
но найти эту музыку в тексте фотографии,
как в тексте стихотворения. Музыка прячет
ся где то там, на грани переходов от темных
пятен к светлым. И это становится забавным
и немного пугающим: поиск мелодии там,
где ее не может быть. И где она есть. И это
действительно и волнующе, и необычно, ког
да на бумаге совершенно чуждыми ей сред
ствами утверждается песня — сплав музыки
и стихов, спаянных единым ритмом и смыс
лом, песня, в которой неотделимы слова от
смысла и от мелодии. Песню можно повто
рять, перепевать, сочинять заново, но она
живет, как единый организм. Как и фотогра
фия, которая в момент съемки получает
шанс выразить ритм, живущий вокруг нас и
в нас, преобразовав его в визуальную мета
фору.
Фотографию называют молодым искус
ством, но я бы назвала его еще и статисти
ческим искусством. Можно сколько угодно
рассуждать о «решающем моменте», чутье
и умении видеть, но все это пустые слова,
пока нет кадров, пока они не сняты, не ото
браны. И в момент съемки, даже когда вот
он — кадр — выбран, счастливо совпал,
сложился, образовался из ничего, все еще
может измениться за все ту же долю секун
ды. И вот он уже никогда не станет словом,
не выразит отчетливо мысль, собьется с
ритма…. А вот последующий отбор спосо
бен беспощадно отмести все, что недоста
точно точно, не содержит достаточно содер
жания, «не звучит». Вот этому то отбору и
следует учиться, прислушиваясь к себе са
мому: да, нравится, а почему...
Хотим мы или не хотим того, а всеобщая
грамотность повысит планку требований к
тексту, и уже мало будет написать «мама
мыла раму», чтобы стать классиком. Но на
бытовом уровне фотография останется лю
бимой игрушкой по замораживанию време
ни, чтобы его всегда можно было вернуть
назад, прокрутить еще раз, разглядеть прис
тально… Мы — и есть наши фотографии.
Мы просто перетекаем в них постепенно.
Еще бы, такой шанс получить бессмертие на
всю длину выдержки.
Мне безумно жаль, когда я вижу старые
альбомы на свалке… Где люди на выцвета
ющих фото живут, любят… и вдруг исчезли.
И все, что осталось от них, — это неболь
шие кусочки бумаги, на которых они только
и существуют теперь. И кто мне сможет до
казать, что работы великих фотографов по
изменению мира и созданию его в своих вы
веренных фотографиях имеют большее зна
чение, чем лица, запечатленные неизвест
ными «кнопконажимателями» на этих мут
ных, нерезких и однотипных по сюжету
изображениях. Во многих случаях это един
ственное, что доказывает реальность их су
ществования…
У человечества до появления фотографии
никогда не было такой мощной возможности
документального осознания себя, как от
дельных личностей, так и всего себя цели
ком, как через эти семейные альбомы. И не
было такого мощного средства создания
иной реальности, как фотография.
Наталья ПУСТЫННИКОВА
ности изображаемых им предметов, явле
ний, и есть область творчества. Фотограф
вынужден изобретать «слова» для изобра
жения фактуры, запаха, движения. В этом
смысле каждый фотограф — творец, и мера
его таланта — в емкости и выразительности
«слов», умении найти визуальные знаки для
передачи невизуального смысла и их распо
ложения в тексте фотографии. В доступнос
ти знаков для понимания большинством лю
дей лежит, по видимому, секрет популярнос
ти. Отсюда и понятие банальности, когда
«слово» становится затертым, автор исполь
зует стандартные или широко распростра
ненные приемы, штампы... Когда людей «за
уши» тянут к идее снимка, не создавая внут
ренней логики работы, пренебрегая ритмом
и художественными приемами.
Люди осваивают фотографию, как язык.
И не беда, что одни в обычной жизни так и
не могут связать двух слов, а другие пишут
трактаты — язык на то и существует, чтобы
объединять необъединяемое. Его знаковая
система подчиняет себе участвующих в
нем отдельных людей и изменяет их. Знаки
берутся из привычных архетипических кла
довых, поэтому психолог найдет для себя
среди фотографий и фотографов раздолье
для работы. А фотографии при этом стано
вятся похожи на капусту: под первым лис
том с прямым смыслом может прятаться
еще один и еще… Поэтому деление на
«жанры» — по моему, поверхностное явле
ние. В любой фиксации прямого смысла
может оказаться «еще один лист», где фо
тография проявится взаимодействием объ
ектов. И не важно, образовался ли другой
слой смыслов после долгих усилий фото
графа или сложился случайно.
И я все время удивляюсь, как близка фо
тография — этот последний «великий не
мой» — музыке. Я видела попытки снимать
под музыку, пробовала сама и… не смогла.
Мне кажется, музыка должна звучать внут
ри, тогда она проникает в фотографию че
рез фотографа и подчиняет своим ритмам
«Фотограф вынужден изобретать «слова» для
изображения фактуры, запаха, движения»
22 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
СЕНТЯБРЬ
2006
#kolonniy_zal(C)(P).qxd 15.08.2006 17:19 Page 22
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114
115 116 117
118 119 120
121 122 123
124 125 126
127 128 129
130

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 44 (Сентябрь 2006) | Страница 22Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи