36 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2006
УНИВЕРСИТЕТ
Ч
то способно привести современного
человека, уставшего от городской суе
ты, в состояние гармонии. Испокон
веков самым простым и верным способом
было уединение с природой. Леса, поля, лу
га, горы, моря и реки способны подарить че
ловеку спокойствие, свободу и красоту. Об
этом писал О. Генри в одной из своих но
велл: «Красота — это природа, достигнув
шая совершенства, округленность ее атри
бут. Прямая линия свидетельствует об откло
нении от природы. Природные свойства
быстрее всего утрачиваются в большом го
роде. Причину следует искать не в его этике,
а в геометрии. Прямые углы, линии улиц и
зданий, прямолинейность законов и обыча
ев. Тротуары никогда не отклоняются от пря
мой линии. Строгие, жесткие правила, не до
пускающие компромисса ни в чем, — все это
бросает вызов кривой линии природы…»
Весьма вероятно, что именно поэтому лю
ди уже которое столетие пытаются перенес
ти «кусочек» природы в свое жилище —
раньше благодаря живописцам, а теперь и
фотографам. Поэтому пейзаж всегда был
(можно предположить, и будет) одним из са
мых любимых жанров.
По сравнению с другими фотографически
ми жанрами, пейзаж — самый старший, так
как технически самый доступный. Первые
фотоаппараты требовали большой выдерж
ки и много света, и пейзаж мог предоста
вить и то, и другое. Поэтому самой первой
в истории фотографией был именно пейзаж
«Вид из окна на Сен Лу де Варенн», полу
ченный Жозефом Нисефором Ньепсом.
Однажды утром 1826 года французский
ученый любитель Жозеф Нисефор Ньепс
приступил к последнему из серии опытов,
которые он проводил у же в течение нес
кольких лет. Он взял оловянную плас тину,
покрыл ее тонким слоем асфальта и помес
тил на задней стенке камеры обскуры, при
менявшейся в то время художниками для
проецирования изображения на экран, —
это помогало им делать эскизы для своих
картин. Ньепс поставил аппарат на подо
конник, направил его во двор и оставил в
таком положении на весь день. Вечером
ученый вынул пластину и тщательно ее ос
мотрел. Оказалось, что в тех местах, где
свет падал на пластину, асфальт затвердел
и стал белым, а на остальных участках он
остался мягким и легко смывался лавандо
вым маслом; в результате получалось пря
мое позитивное изображение вида из окна.
Так Ньепс сделал снимок, который принято
считать первой в ис тории фотографией.
Объектом съемки был пейзаж. Поэтому
пейзаж можно действительно по праву счи
П
е
й
з
а
ж
Природа движется по кругу. Искусство — по прямой линии.
Все натуральное округлено, все искусственное угловато…
О. Генри
P#Universitet(C)(P).qxd 14.10.2006 2:42 Page 36
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 46 (Ноябрь 2006) | Страница 36 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |