2007
АПРЕЛЬ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
49
От рисования — к делу
АННАЛЫ
на 350 зрителей (спрос ощутимо превышал
предложение, потому часть посетителей не
минуемо стояла). На глазах у изумленной
публики огромный панорамный пейзаж,
изображенный перед ними, менялся драма
тично и неуловимо. Это длилось постепенно
на протяжении 10–15 минут, после чего при
ходил черед следующего пейзажа. Дагер
всегда любил иллюзию. С Нисефором Ньеп
сом (1765–1833) он связался, рассчитывая
на то, что опытный печатник ускорит разви
тие и усовершенствование диорамы. В 1827
году появился первый плод сотрудничества
— отпечаток с видом из окна студии на Сен
Лу де Варенн. Работа была окрещена ге
лиографией (то есть солнечной росписью).
Позднее она экспонировалась на выставке
в Лондоне в 1898 году, после чего пропала
и долго считалась утерянной навсегда, пока
историк фотографии Хельмут Гернстхайм не
развернул расширенные поиски реликвии.
Первый из доживших до нас снимков был
найден и в 1964 году подарен Университету
штата Техас.
...Сразу после выступления Араго, товари
щи стали героями. Ньепс — посмертно. Да
геру на дальнейшую разработку процесса
выделили достойную пенсию. Родственни
кам Ньепса, в отличие от него, государство
содержание не назначило (его пришлось вы
бивать сыну изобретателя), зато в память о
заслугах именем Ньепса назвали один из
лунных кратеров. Все время после кончины
друга Дагер продолжал совершенствовать
технологию, пока окончательно не довел ее
до ума: медная пластинка покрывалась све
точувствительным составом вещества с за
гадочным названием «иудейский битум»,
выдерживалась в камере обскуре, после че
го обрабатывалась парами ртути. Резуль
тат — четкое, красиво сделанное и детали
зированное изображение. И Ньепс, и Дагер,
по сути, дорабатывали находку Иоганна Ген
риха Шульца, который еще в 1724 году за
метил, что раствор серебра и известняка
темнеет на свету.
Со временем технология Дагера меня
лась. Пластина с частицами серебра уже
выдерживалась в йодистом растворе. Чем
чаще энтузиасты брались за усовершен
ствование дагеротипа, тем больше рожда
лось технологических мутантов: кто то хотел
отпечатков на смоле, кто то — на платине,
кто то комбинировал до того существовав
шие техники. Джон Пламбе младший, к при
меру, сделал один из первых снимков Капи
толия, с деревянным куполом, крытым
медью. Автор рассчитывал сфотографиро
вать несколько важных вашингтонских зда
ний и личностей, чтобы потом задорого про
давать работы туристам в качестве «плам
бетипов» — вручную сделанных литографий
на основе дагеротипов. Авантюра была ма
лоуспешной. Лишь несколько образцов
прошли испытание временем и теперь хра
нятся в частных коллекциях и музеях.
Случались, однако, и удачные экспери
менты. Фридрих фон Мартенс очень хотел
видеть города и природные массивы не ри
сованными, а максимально приближенными
к их подлинной «внешности». Для этого он
собственноручно собрал специальную каме
ру для панорамной съемки. Самый свой из
«Отпечатки, смеси, реакции — для того чтобы
во всем этом разобраться, даже сегодня
требуются как минимум зачатки специального
образования»
Луи Дагер. Натюрморт. 1837
Луи Дагер. Портрет женщины
Портрет мужчины
Фридрих фон Мартенс. Сена. 1845
Dagger(C)(P).qxd 15.03.2007 10:40 Page 49
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 51 (Апрель 2007) | Страница 49 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |