Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
18 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
АВГУСТ
2007
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
К
ОЛОННЫ
Й ЗАЛ
Н
аверное, нет ни одного человека, ко
торый хоть раз в своей жизни не сни
мал бы портрета или не побывал в
роли модели. Получая паспорт, каждый из
нас сталкивался с необходимостью выбрать
из кучки чужих фотографий — собственную.
Интересно: бывают ли люди, которым нра
вится то, что они находили среди чужих
снимков. Не знаю доподлинно: всегда ли
только фотограф виноват в том, что малень
кий страшненький портрет в альбоме на од
ну фотографию сопровождает нас по жизни,
и по нему нас ухитряются опознавать мили
ционеры и государственные служащие...
Должно быть, все уже привыкли, что пятно
под носом и кривой рот — это не особен
ность снимаемого, а просто неумело постав
ленный свет и неудачно пойманный момент
съемки...
На самом деле портрет — одна из наибо
лее трудных задач фотографии. И особенно
это заметно, когда, увлекаясь техникой
съемки, постановкой света, подбором позы,
забывают о самом главном, что не человек
для портрета, а портрет — для человека. Да,
разумеется, необходимо знать о том, как
подчеркнуть или смягчить ту или иную черту
в облике человека... Но одно дело, когда
именно подчеркнуть или смягчить случай
ное, а совсем другое, когда делаются порт
реты со сглаженной, как у к укол, кожей, до
рисованными фрагментами и деталями, ког
да изображение превращается в элемент
орнамента для дизайна квартиры. То есть
портрет из цели превращается в часть
оформления, деталь стиля. И в таком порт
рете нет, разумеется, места морщинкам, пе
реживаниям, да и самому человеку. Фото
графы, чрезмерно увлекающиеся ретушью
в портретах, напоминают мне персонажа из
одной детской книжки, вынужденного в уго
ду клиенткам писать портреты по трафаре
ту, потому что малышки хотели именно та
поэтому так мало людей, способных преодо
леть соблазн пойти по пути наименьшего
сопротивления, и техника огламуривания
шлифуется и достигает все новых высот,
вот только результат выглядит, на мой
взгляд, малопривлекательно: глаз скользит
по поверхности, не способный проникнуть
внутрь фотографии... По сути, такой портрет
напоминает рекламу товара, который соби
раются продавать, а совсем не человека
с характером, настроением и историей
жизни…
Что же главное в портрете, что там долж
но быть обязательно, кроме сходства.
И должно ли быть это сходство. Для пас
портной фотографии — это обязательное
правило, а для других фотографий. В главе
«Сходство» из книги воспоминаний знаме
нитого фотографа портретиста Моисея Нап
пельбаума «От ремесла к искусству» мы чи
таем: «Но что же такое сходство. Мое лич
ное представление о сходстве менялось по
мере накопления опыта и расширения моего
кругозора. Лишь только я стал работать соз
нательно, я принужден был отбросить при
вычные для меня определения и взгляды на
целый ряд понятий, в том числе и на сход
ство… Только впоследствии я стал пони
мать, что признаками сходства я считал то,
что недостаточно определяет человека,
а именно его внешние черты. Опыт показал,
что самая верная передача черт лица не га
рантирует сходства, ибо общий облик того
или иного человека — это отнюдь не сумма
внешних черт, надо искать душевное сход
ство, правду характера». Как поймать эту
кой же размер глаз, такую же форму губ и
носа... Отличить подобные изображения жи
вых людей от портретов манекенов, поса
женных в ту же позу, — крайне сложно. Еще
сложнее — отказывать моделям, которые
хотят, чтобы было «красиво». Может быть,
«Лучше всего получаются люди, которых хотя бы
капельку знаешь»
Загадка портрета
…Я закона не знаю; напротив, я ищу его во встречающихся мне лицах.
По лицу, которое я перед собой вижу, я хочу узнать, что такое красота...
...Точно так же, как группа светящихся точек образует созвездие, реальное
лицо, которое мы видим, создает впечатление более или менее совпадающего
с ним лица идеального. В одном и том же движении нашего сознания соединя
ются восприятие телесного бытия и смутный образ идеала... Каждое лицо,
словно в мистическом свечении, вызывает у нас представление о своем
собственном, единственном, исключительном идеале. Так давайте соизмерять
каждого с самим собой, а то, что есть на самом деле, с тем, что могло бы быть.
Хосе Ортега и Гассет «Философия в трамвае»
Kolonniy_zal(C)(P).qxd 08.07.2007 12:38 Page 18
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 55 (Август 2007) | Страница 18Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи