Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
2007
АВГУСТ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
49
Между строк
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
И вот, после пятнадцати примерно летне
го пропуска я повез в Эстонию своих юную
жену и не менее юного сына. Переполнен
ный романтическими воспоминаниями, я во
дил их по всем известным туристическим
местам и беспрерывно «щелкал». Простите,
что повторяю некоторые мысли из «Темы»
текущего номера, но я всегда и прекрасно
отдавал себе отчет в том, что, приехав в ка
кое нибудь знаменитое место, довольно бес
смысленно делать «открыточные» кадры:
они уже сделаны до меня и, скорее всего,
много лучше, ибо фотографы, которые де
лали их по заказу, располагали и большим
временем, и специальной, часто не порта
тивной аппаратурой. Сделаны, отпечатаны
на открытках и в альбомах большими тира
жами — и вот, оглянись только, можно лю
бой из них незадорого купить. Конечно,
всегда остаются шансы даже в «открытке»
сделать что то уникальное, ибо уникален
каждый миг, каждое сочетание света и плот
ности воздуха, но шансы эти все равно
близки к нулю, а уникальность может ока
заться незаметной даже самому автору. И я
всякий раз пытаюсь бить себя по рукам, уви
дев очередной «открыточный» сюжет, не на
жимать на спусковую кнопку, однако чело
век слаб, и лично мне удается это очень
и очень не всегда.
Итак, получив от редактора собственный
кадр задание, я открыл эстонский альбом
и обнаружил его в плотном окружении «от
крыток»: византийского стиля, вываливаю
щийся из средневеково европейского окру
жения русский собор Александра Невского,
интерьер Домского собора с органом, узень
кая улочка, отчасти — выкрашенная, отчас
ти — по прежнему, по советски, облупив
шаяся, крыши старого города с Тоомпеа
(Вышгорода), башенка ратуши со Старым
Томасом в качестве флюгера на фоне мод
ных небоскребов, появившихся в Таллине за
время моего там отсутствия… Чуть дальше
шел снимок современного граффити со сло
вечком «СССР» — свидетельство полити
ческих брожений, в остальном в Таллине
2002 го года практически незаметных, и
снова — узкие улочки, башенки, черепичные
крыши… То есть снимок, выбранный Иго
рем, и впрямь не имел практически никакого
отношения к тем, что окружали его, то есть
— ни к туризму, ни к политике. А к чему же
тогда. Наверное, что называется, к чистому
искусству. И я подумал, что это полбеды,
что не удается остановить руку при виде
«открытки», — беда, когда только эти отк
рытки и вызывают желание нажать на спуск.
Когда же параллельно с «открыточным»
зрением, которое истребить в себе до конца
способны только немногие, сильные духом
фотографы, — остается и видение линий,
плоскостей, цветовых сочетаний, в общем
виде — игры света, — потеряно еще не все.
Может быть, даже чисто сюжетно, в этом
снимке отражено больше Таллина 2002 го
года, чем во всех окружающих его «открыт
ках» и «плакатах»: и короткая надпись на не
вдруг понятном знаке, и облупившаяся со
старой кирпичной кладки штукатурка внизу,
рядом с кустами сорной травы, и зеленая
сетка ремонта (обновления.), и, наконец, ко
ваная консоль со стилизованным фонарем,
в котором, в отличие от подобных питер
ских, не выбито ни одного стекла.
В чисто же изобразительном смысле ключ
здесь — плоскость. Грязно бежевая плос
кость, составленная воедино из двух, нахо
дящихся на разном расстоянии от объекти
ва, но, в силу колористической однороднос
ти, невзирая на разницу фактур, остающая
ся цельной. Плоскость, перерезанная вдоль
серовато зеленой полосой (плоскостью!)
умеренной ширины (она перерезает, но и
склеивает две плоскости в одну, за счет сво
его цвета иллюзорно выдвигаясь ближе пе
реднего плана, хоть этой иллюзии изо всех
сил и противоречит фонарь!), которая созда
вала бы несколько, возможно, унылое ощу
щение, если б не красно белые ленты ог
раждения, рифмующиеся с узенькой, непол
ной полоской красного кирпича. Темно зеле
ная диагональ, создаваемая ветками старо
го дерева и кустами сорной травы, пересе
кающая светло серовато зеленую сетку, ко
торая, конечно, ничего, кроме гладкой сте
ны, за собой не скрывает. Но вдруг.
Если угодно — концепция фрески. Кото
рой жить больше негде, как на стене.
А плоскость — это всегда самоограниче
ние, запрет невообразимых возможностей
глубины (в том числе — глубины резкости).
И если удается построить, что называется,
«храм на острие иглы» (это я не о своем
снимке, а о принципе) — победа одержана
двойная, если не в квадрате! Плоскость —
при сотне возможностей ее разрушить, от
которых ты намеренно отказываешься, —
это всегда и загадка, и парадокс.
Что же касается фотографических дета
лей — они тут почти ни при чем. Штатный
встроенный объектив Olympus'а E20 на
среднем фокусе, 100 единиц ISO. Может
быть, единственная техническая деталь: уда
лось выставить диафрагму так, чтобы, с од
ной стороны, дальняя часть плоскости была
чуть (важно, это «чуть») размыта по сравне
нию с ближней, с другой — чтобы эта нерав
ная резкость не разбивала цельность одно
тональной плоскости.
А чтобы не только словами, но и графиче
ски прояснить мысли первой части этой моей
колонки, про «открытки», я буду просить Иго
ря, чтобы он сверстал внизу всю строчку мое
го эстонского альбома как бы для иллюстра
ции великих ахматовских стихов:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…
Евгений КОЗЛОВСКИЙ
#Obyasnit_Zapiska(C)(P).qxd 08.07.2007 12:47 Page 49
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 55 (Август 2007) | Страница 49Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи