Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
ТЕМА НОМЕРА
Неботаника. Фотография и растения
34 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
СЕНТЯБРЬ
2007
Три царства
Самая волшебная, неожиданная
и интересная действительность —
это наша реальная реальность.
Герман фон Майер
Именно документальный характер фотогра
фии как искусства заставляет зрителя ис
пытывать глубокие эмоции при рассматри
вании фотографического изображения, ко
торое эти эмоции транслирует с натуры.
Зритель восхищается натурой.
Глубоко трансформированное в графи
ческом редакторе изображение тоже позво
ляет зрителю испытывать глубокие эмоции.
Но здесь зритель восхищается цифровым
художником (digital artist).
Нет противоречия между этими двумя
ветвями изобразительного искусства, но
нет и родства, хотя в обеих может исполь
зоваться фотография как технология. Раз
дел проходит по линии документально — не
документально. Либо ты признаешь одного
Творца и ищешь только им созданные кра
соту и настроение, либо полагаешь сам се
бя творцом, окружающего мира тебе мало
и ты создаешь что то еще и еще.
Еще и еще, не всегда подозревая, что
все твои фантазии суть фрагменты, отго
лоски или отпечатки реальной реальности,
созданной до тебя.
Я же снимаю непостановочные кадры,
неботаничные, ненаучные, нерепортажные,
не снимаю натюрмортов и салонных карти
нок.
На три Царс тва поделена наша Земля:
Минеральное, Растительное и Животное.
Царс тва есть, а пограничников, полиции
и чиновников нет. Царь один, правда, име
ется — Человек. Но он после грехопаде
ния стал каким то однобоким: исказить,
изуродовать все три Царства может на
чисто, а новенькое что нибудь, путное,
сделать может только по мелочам и без
особого энтузиазма. Какой то царь Чело
век Грозный.
А вот растения не меняли своего пред
назначения украшать и обслуживать Зем
лю. Растут себе, цветут, плодоносят, уми
рают, превращаясь в питание для сороди
чей и животных, и возрождаются в новых
особях. И снова, и снова, и снова. Вот эта
то повторяемость во времени и сообщает
растениям особую роль в изобразительном
искусстве.
Они сопровождают человека везде, где
бы он ни появился на нашей Земле. И если
этот человек фотограф, то он не может ни
игнорировать этот факт, ни отказаться от
использования их в своих картинах, ни поз
волить себе неразумное или неправильное
использование.
Они везде, они всегда, даже если мы не
видим их, с нами. От них некуда деться.
И мы привыкли к их присутствию. Если мы
их не видим, то говорим: «Безжизненная
пустыня!» По их наличию и составу мы
строим суждение о месте, куда пришли.
Они несут нам информацию о месте.
Они транслируют нам свои эмоции, и мы
говорим: «унылое место» или «симпатич
ное местечко».
А «гений места», что это. Как он обща
ется с нами. Через растения!
Посмотрите, как пользуются изображе
ниями растений живописцы разных школ
и времен.
Как только фотограф забывает о важ
ности роли растений в картине, они ему
мстят, и он получает мусорный кадр. На
выброс.
Вспомните, как много вы видели карти
нок на тему «Голая в кустах». И чего это
они все там присели. Что делают.
Очень разное отношение у разных лю
дей к одним и тем же растениям: редактор
журнала требует для публикации то, на что
ученый, с которым я работал, сказал, когда
я с восторгом нашел какой то нездешний
цветочек: «А, это из Красной книги, про
леска обыкновенная, нам не интересно,
она в Красной книге Кавказа», — и пошел
себе дальше (см. наш журнал № 54 за
июль 2007 года, с. 60). Этому ученому и
принадлежит мысль о том, что мои цветы
неботаничны. Все по правилам, но небота
ничны. Прекрасная формулировка.
Они не неподвижны
Думайте об этом, выбирая выдержку при
съемке. Не забывайте, что полную непод
вижность растений мы видим крайне ред
ко, и эта неподвижность скорее тревожна
(«затишье перед бурей»), нежели умиро
творяюща. А состояние покоя вызывает
легкий шелест листвы, а значит ее под
вижность. И модная ныне звенящая рез
кость листвы, например, может быть неу
местна. Не путайте смаз от движения
объекта в кадре со смазом от движения
камеры во время экспонирования («шеве
ленкой»). Использовать «шевеленку» как
изобразительный прием можно (т. н.
съемка с проводкой), но я, например, соз
нательно этого делать не умею, а случай
ные результаты, не имеющие повторяе
мости, назвать своим приемом не могу.
Смещение на 0,1 мм камеры с объекти
вом 50 мм эквивалентно подпрыгиванию
на 20 см здания, находящегося на рас
стоянии 100 м от фотографа. Каково
землетрясеньице.
О резкости
Где вы ее видели в природе, эту звеня
щую резкость. Звенящая резкость — яв
ление чисто фотографическое и является
чаще всего повышенным краевым конт
растом, не характерным для природных
объектов. Но весьма характерным для
цифровых снимков и современных ма
леньких объективов. Повышенный крае
вой контраст возможно создать только в
ущерб передаче полутонов, поэтому его
наличие делает изображение визуально
более плоским. Если вы уверены, что это
вам надо, далее не беспокойтесь. Если не
уверены — то попробуйте изменить ситу
ацию. Я, не достигнув уровня Сергея По
горелого в умении пользоваться инстру
ментами Фотошопа, полагаю, что таких,
как я, умельцев легионы. И все они поль
зуются одними и теми же инструментами
и приемами, лежащими на поверхности.
И делают одинаковые картинки! Поэтому
вопросы организации изображения и ви
да резкости я предпочитаю решать при
съемке, оставляя «на потом» техническую
ретушь и, возможно, кадрирование.
Располагая значительным парком объ
ективов и неплохо представляя себе ха
рактер их работы и его изменчивость, я
комбинирую их с камерами в разных со
четаниях в зависимости от настроения.
А снимая на пленку — еще и с пленками.
Представьте: «Карл Цейс» (бронзовый!!!) +
Просто представьте, что вся сцена освещена равномерно, и равномерно распределена резкость по картинной
плоскости. Мне бы не понравилось. Была проверка давно известной автору «плантации» хвоща. Условия обещали
быть интересными. Нигде ничего я поджидать не стал, пошел искать нужные сюжеты. Нашел, снял, рад.
Пленка Kodak 100G (слайд) тип 120, оцифровка на сканере Hasselblad.
Поскольку подобные картины весьма скоротечны, в качестве опоры я использовал монопод. Очень не люблю таскать
тяжести, но штативы — монопод и трипод — выбрал увесистые: 1900 и 3700 г. С более легких был высоковат процент
брака из за колебаний основной моей камеры, либо приходилось все время сгибаться (мой рост — 193 см), т. к. произво
дители рассчитывают свои изделия на средний рост
Цветы особого назначения. По легенде, достались
Малому Манежу в Москве от какого то особо но
менклатурного гаража, который якобы был в этом здании
до реконструкции. На самом деле гараж, кажется, был
самый обычный.
Пленка Fuji NPZ 800, съемка с рук
P#TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 15.08.2007 8:19 Page 34
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 56 (Сентябрь 2007) | Страница 34Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи