Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
ТЕМА НОМЕРА
Неортодоксальная композиция
46 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2007
Ситуация
Посмотри, что сложилось. Общая методо
логия обсуждения фотографических текс
тов, изображений, устных выступлений от
сутствует. Наработки других отраслей куль
туры не применяются по неосведомленно
сти, либо замалчиваются (например, ради
сохранения статуса выступающего в дан
ном коллективе). Поэтому присутствует
возможность манипуляции мнением и пове
дением отдельных общественных групп.
И отсутствует возможность общего прог
ресса.
На поле деятельности фотографии — са
мого демократичного из искусств — сложи
лась система огородов отдельных авторите
тов, тщательно ими оберегаемых от чужа
ков, что не удивительно для людей, с этих
огородов кормящихся. Огороды резервации
населены различными членами фотографи
ческой общественности, как раз и составля
ющими кормовую базу авторитетов.
В условиях отсутствия общей методоло
гии обсуждения фотографических изобра
жений, люди, составляющие собой эти ре
зервации, лишены инструментов сравнения
высказываний и представляют идеальные
объекты для манипуляций, а полноводная
река фотографической культуры разбива
ется на ручейки, которые нетрудно пере
крыть, если до этого они не ушли в песок.
Сложившаяся ситуация тормозит разви
тие российской фотографической культуры,
ограничивая превращение в нормы и вклю
чение в культурный процесс вновь найден
ных приемов и вновь построенных пред
ставлений. Мало того, в условиях отсут
ствия структурированного обсуждения ут
рачиваются ориентиры качества. Нет про
фессиональной подготовки, нет профессии,
нет профессионального союза, нет профес
сиональной этики.
Герман фон Майер, из письма автору
Уже сейчас наш российский потенциаль
ный заказчик начинает испытывать дефи
цит качественных изображений. Все знают
об открывшемся со стороны фотоагентств
спросе на лица славянской национально
сти. Только лица, остальное проще взять
на Западе, чем объяснять отечественным
фотографам азы нормативов по качеству.
У нас же «сойдет» стало привычкой. Дож
демся — придут и хорошо, технично в срок
выполнят нашу работу западные фотогра
фы. Уже многие наши журналы публикуют
их работы чаще, чем наших фотографов.
А рядовые граждане за западный многоти
ражный постер платят столько, что немало
моих коллег отдали бы оригинальную фо
тографию за эти деньги.
История конфликта
Сразу вслед за появлением фотографии,
которое отнюдь не было одномоментным и
неожиданным, родился соблазн оторвать,
обособить ее от других изобразительных
искусств. Делалось это по разным основа
ниям, в первую очередь муссировалось
применение ею технических средств. Но по
читайте стихи Микеланджело о его работе
ск ульптора и живописца — вот где каторга
и тяжелый ремесленный труд! Статуя Дави
да не могла бы появиться без применения
технических средств. Скорее всего, шла
борьба за занимаемые в кормовой пирами
де (читай: в общественной иерархии) пози
ции. Художники традиционных техник рас
полагались на ней довольно высоко, и по
явление нового конкурента, быстро ставше
го обладателем тиражных технологий, мог
ло обесценить их навыки. Однако и со сто
роны фотографов нашлось немало сторон
ников обособления, также претендовавших
на исключительность своего ремесла, и, по
хоже, в тех же кормовых целях. И те, и дру
гие быстренько занялись огораживанием
своих «огородов», выкрикивая разные ум
ные слова и время от времени встречаясь
для прямого мордобоя. Стали возникать
различные течения, «умыкающие» различ
ные права у соседей и унижающие возмож
ности собственных технологий: пикториа
лизм у фотографов, гиперреализм у худож
ников. Все это противопоставлялось, жизнь
стала насыщенной, шумной, стали появ
ляться г уру, заработком которых было под
держивать этот туман, и т. д. и т. п. Жрецы
всегда неплохо кормились на недостатке
знаний у пасомых ими.
О законах композиции
Настораживает, что за 15 000 лет художники
традиционных техник еще не договорились,
что такое композиция, а фотографы за 150
лет уже знают, какой она должна быть в де
талях. Первых учат в институтах и академи
ях, вторые сами откуда то выводятся (речь
идет о России). Для первых издается море
литературы разного уровня, вторым препод
носятся статьи на тему: как успешней рас
статься с деньгами, покупая только что вы
пущенную аппаратуру, и сборники рецептов:
возьми камеру, пленку, пейзаж, вари две
минуты… В чем причина такой разницы.
В тиражной сущности искусства фотогра
фии, как следствие — ее демократизме и
огромной распространенности, а также в
гуризме (от санскритского «гуру» — учи
тель, уважаемый носитель закона).
Фотографии тиражировались и тиражи
руются огромными партиями (достаточно
вспомнить повсеместную распространен
ность эротических открыток во время пер
вой мировой войны, когда массы людей бы
ли разлучены с семьями), плюс непрерывно
производятся огромным числом снимаю
щих людей. Вся эта масса фотоизображе
ний требует оценки, ранжирования, соотно
шения между собой, критики, текстов, со
провождающих на пути к покупателю.
А масса потребителей фотографии еще
больше и темней, и каждый желает быть
уверенным в своем выборе и предпочтени
Свет. Он убивает тень и лишает ее веса. Посмотри
те, как вспыхнули в контровом свете крылья и
хвост верхнего сокола! Как зажглась березка на фоне
мрачных елей! Да и сама еловая стена не устояла и да
ла трещину. Теперь мысленно представьте себе эту сце
ну, освещенную передним светом. Представили. Пра
вильно, нечего и кофр открывать.
Малоформатная зеркалка, среднеформатный объек
тив 250 мм, 2 кратный конвертер, здоровенный (1800 г)
монопод с головкой джойстиком
Тени, все дело в них. Они рождают интригу в рас
сказе, объем в картине. Они загадывают загадки и
открывают неожиданное. Посмотрите, коллеги, что пря
чет от нас наше зрение, повторяя старый предрассудок,
что тени серые. Они зеленые! Фотография — великий
правдоискатель.
Малоформатная зеркальная камера, объектив «Тес
сар» 50/2,8
«Сразу вслед за появлением фотографии
родился соблазн оторвать, обособить ее
от других изобразительных искусств»
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:23 Page 46
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 46Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи