Рискуя потерять темп, но желая привлечь
к мыследеятельности максимальное число
участников, раскрываю мое личное понима
ние этих семнадцати пунктов:
1. Объекты изображаемые берутся ху
дожником в т. н. действительности либо из
своего воображения. Т. н. беспредметное
искусство тоже необходимо предваритель
но помыслить.
2. Холст, бумага, дисплей, монитор, вооб
ражение, глина, бронза, мрамор, краски,
кристаллы бромида серебра и т. д.
3. Мысленный образ изображения — это
освобожденное от материальности и дейст
вия других перечисленных здесь частей
персональное его отображение в сознании.
Все остальные части изображения без этой
превращаются просто в ворох составных
частей, не связанных между собой. Это как
стихи разбирать: «25 ударных слогов, 67
безударных, ямб хорей» и т. д. — все на
месте, а стих исчез. Вот это исчезнувшее
и есть мысленный образ.
4. Содержание, идея, идея об отсутствии
идеи, пустота.
5. Время всегда присутствует в изобра
жении (не изображается автором, а присут
ствует внутри изображения вне зависимо
сти от желания автора).
6. Взаимосвязи технические, идеологи
ческие, родственные, биологические, струк
турные, национальные, т. е. любые.
7. Расположение изображений объектов
(деталей) внутри изображения.
8. Фотографические технологии: аналого
вые и цифровые, живописные, графиче
ские, скульптурные, вышивка и т. д., и т. п.
9. Любое изображение состоит из точек,
которые при движении образуют линии, ко
торые при движении образуют поверхности
(вспомните геометрию).
10. Цвет.
11. Свет. Вероятно, в отсутствие света
изображение для нас не существует. А в
фотографических технологиях даже не мо
жет быть создано. Кроме того, свет, на
правление освещения и т. п. играют огром
ную роль в восприятии изображения.
12. «Девушка, 26–29 лет, обнаженная,
блондинка, волосы длинные, кудрявые,
рост 176 сантиметров, телосложение сред
нее, на лобке имеется интимная стрижка
в виде сердца».
13. «Золотой локон касался груди в меру
высокой девушки, вошедшей в возраст зре
лого персика. Рыженькое сердечко в сосре
доточии всех мужских желаний билось при
каждом движении ее бедер».
14. Отношение художника к изображае
мому объекту, к изображению, применяе
мым технологиям и материалам, построен
ное им самим, является важнейшей частью
изображения. Сюда же входят и цели ху
дожника. Адольф Гитлер в фильмах Лени
Рифеншталь сильно отличается от себя же
на рисунках Кукрыниксов.
15. Свастика у славян была знаком, сим
волизирующим солнце, солнцеворот. У жи
телей Чукотки не означала ничего. После
прихода к власти в Германии НСДАП и по
следовавших за этим событий свастика
стала символом зла и мрака одинаково для
славян, чукчей, тюрков, англосаксов, нем
цев и т. д. Служителям в Рязанском худо
жественном музее регулярно приходится
давать пояснения посетителям, откуда на
вышитом в XIX веке полотенце появился
фашистский знак.
16. Один и тот же человек, проживая
в СССР, мог восприниматься как низкопо
клонник перед Западом, а эмигрировав в
США — стать опасным русским медведем.
Общественное мнение врывается в изобра
жение как казачий полк: с гиканьем и свис
том, с шашками наголо и пиками напере
вес. Художник должен это понимать, и либо
строить укрепления, либо обеспечивать
мирный проход войск через свою террито
рию, либо высылать навстречу полкам де
вушек красавиц с хлебом солью. Свобод
ным от общества смог стать только герой
Моэма, уплывший на тропический остров.
17. А это некая пустая форма, которую
мы возьмем с собой в дорог у, понимая, что
абсолютное знание не по силам человеку,
и будем в нее складывать сделанные в пути
находки.
Перечисленные составные части нахо
дятся во взаимодействии не только стати
ческом, но и динамическом. Из самого пе
речня составных частей изображения вид
но, что изображение меняется со временем
хотя бы потому, что меняются многие его
составные части: опыт зрителя (и сам зри
тель), общественное мнение и др.
Подробное, в академической манере об
суждение этих пунктов в одной журнальной
статье невозможно. Постараемся продол
жить изучение поднятой темы в следующих
статьях, посвященных предрассудкам и
вопросам фотографов, на которые не при
нято отвечать. А пока будем надеяться, что
практические выводы из наших тезисов
компенсируют нехватку теории.
52 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2007
ТЕМА НОМЕРА
Неортодоксальная композиция
«Свет, направление освещения и т. п. играют
огромную роль в восприятии изображения»
Эмоциональная составляющая этого кадра, во вся
ком случае для мужчин, чувствуется на расстоянии.
Крайний случай. На самом деле источников эмоций до
вольно много, и разных
Плещеево озеро, объектив 80/2,8 на формате 6 х 6.
Посмотрите, как можно управлять геометрией
перспективы, просто поднимая и опуская камеру и изме
няя ее наклон. И еще можно сэкономить денег на смен
ной оптике, проявив сообразительность. А как вы думае
те, сколько людей умудрялись делать такие разные кад
ры такими одинаковыми двухобъективными зеркалками.
Увы, съемка с уровня глаз стала теперь стандартным
приемом, и снимки разнятся только ростом фотографа
Мать и мачеха. А марсианские шт учки получены
путем применения широкоугольного объектива
с удлинительным кольцом, малой глубины резкости и
съемки в контровом свете — свет пробивался сквозь за
зоры между тучами. Экспозиция замерялась экспоно
метром с углом зрения один угловой градус, учитываю
щим систему А. Адамса. Точка съемки — ниже низкого: в
песке я вырыл ямку и снимал с шахтным видоискателем.
Оптическая ось объектива слегка задрана. Черно белая
панхроматическая галогено серебряная пленка и темно
желтый светофильтр из старых советских запасов. Блен
да снята сознательно
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:28 Page 52
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 52 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |