56 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
НОЯБРЬ
2007
ТЕМА НОМЕРА
Неортодоксальная композиция
выглядят квалифицированными оценщика
ми из комиссионки. Читатель, даже не под
готовленный, достаточно легко понимает
особенности фотографии как изобрази
тельного искусства, ее структуры, и пере
стает блуждать в дебрях споров вокруг
цифровой обработки. Прекрасный обзор
советской фотографии, которая велика и
прекрасна, а не конъюнктурна и репортаж
на, как нас зачем то теперь уверяют.
Фрост Ли. Любое произведение.
Автор, не унижающий читателя кухонны
ми рецептами варки фотографий из фото
аппарата, пленки и сюжета. Совсем не бо
ится вырастить из читателя конкурента.
Масса подробных разборов конкретных
съемок, технических и организационных ре
шений автора, пришедших в процессе ре
альной работы. Прекрасные иллюстрации.
Проблемы композиции.
Сборник подготовлен Российской акаде
мией художеств, НИИ теории и истории
изобразительных искусств, Московским
государственным академическим художе
ственным институтом им. В. И. Сурикова.
Авторы обсуждают вопросы композиции с
самых разных, иногда неожиданных для
фотографа сторон.
Поллак Питер. Из истории фотографии.
Книга альбом. Продемонстрированы
этапы развития технических и изобрази
тельных средств фотографии. Прекрасный
исторический экскурс. К сожалению, автор
ничего не знает о российских (дореволю
ционных) и советских авторах или не при
нимает их во внимание. Книга равно инте
ресна интересующимся как техническими,
так и художественными аспектами фото
графии.
Литература, которую автор
запрещает читать своим
студентам
Я не собираюсь становиться литератур
ным критиком или обидеть чем нибудь ав
торов или издателей книг. Просто я пола
гаю, что предлагаемые их сочинителями
инструменты не нужны в арсенале моих
учеников. Иногда мог у сформулировать —
почему.
Любые тексты на тему «Пленка (циф
ра) — отстой».
В связи с бессмысленностью затрат вре
мени. Во всем мире обе технологии пре
спокойно уживаются, часто в одной и той
же студии.
Кораблев Дмитрий. Любое произведе
ние.
Автор слишком зависим от так называе
мой «физиологии восприятия». Манера из
ложения чрезмерно категорична. Избран
ная для большинства книг форма самоучи
теля порочна, как порочна попытка свести
изображение к комплекту разнообразных
знаков. В книге о портрете самое часто
встречающееся слово — «ноги». Пользует
ся популярностью у фотографов, чьи рабо
ты вызывают у меня недоумение.
Лапин Александр. Все произведения.
Автор настолько силен, что подавляет
большинство своих читателей, и они ста
новятся фотографами лапиными. Это
практическое наблюдение, и не только
мое, но и уважаемых коллег. При этом
книги этого автора безусловно полезны
тем читателям, кто занимается изучением
фотографий как объектов, их строением и
т. п. вопросами. Итак, мое частное мнение:
книги Лапина безусловно вредны тем, кто
(создает) конструирует изображение, и бе
зусловно полезны тем, кто их потом раз
винчивает (разбирает).
Книги «для чайников».
Поверхностны, дают парочку практиче
ских приемов, но никогда не позволят чита
телю выработать практические системные
навыки построения и создания изображе
ния. Часто грешат прямыми ошибками.
Статьи в Интернете.
Великое, казалось бы, изобретение
превратилось в выгребную яму, где любой
человек анонимно может сделать любое
высказывание, может быть, содержащее
истину, а может, и не содержащее.
«Клик!» — и ты автор статьи. Поскольку
фотографическое образование в России,
по большому счету, отсутствует, пишут их
практики, всегда склонные к предрассуд
кам.
Я не думаю, что в начале обучения у мо
их студентов есть эффективные средства
отделения «зерна от плевел» и «агнцев от
козлищ».
Мой опыт показывает, что на форумах
авторитетом часто пользуются недостаточ
но образованные или опытные люди. У од
ного из таких «гуру» я пытался выяснить,
как «кружок рассеивания задается при
съемке» (его цитирую). Кроме того, что я
хам, ничего нового мне не удалось почерп
нуть из этой переписки.
Одно и то же место, но снято разными камерами в разное время. На одном кадре светлая полоса создает три
плана, на втором их два. Не правда ли, три плана глубже, чем два. Нерезкий передний план, с изображением аи
ра (белокопытника), оставляет задний план передавать глубину сцены в одиночку, что плохо удается. Наоборот, рез
кий передний, яркий средний и темный задний (признак тональной перспективы) планы транслируют нам достаточно
информации о глубине сцены, хотя практически вся она изображена резко. Еще одно: трехплановый снимок сделан
среднеформатной камерой, богаче передающей полутона и, следовательно, лучше рисующей признаки объема пред
метов в кадре
«Мой опыт показывает, что на форумах
авторитетом часто пользуются недостаточно
образованные или опытные люди»
TemaNomera_Gricov(C)(P).qxd 17.10.2007 4:30 Page 56
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 58 (Ноябрь 2007) | Страница 56 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |