ТЕМА НОМЕРА
Городская фотография
лы и болевые точки города, которые нельзя
обойти стороной при съемке, и заранее
планировать свое появление в них. И, ко
нечно же, нужно тренировать интуицию —
она не рождается на пустом месте, она вос
питывается всей жизнью, ошибками, сом
нениями, открытиями, удивлениями и разо
чарованиями.
Фотографу не обойтись без удачи. Гени
альная фотография — это всегда случай
ность, и она определяется множеством
удачно соединившихся в одно время и в од
ной точке пространства факторов. Случай
но сделать одну такую фотографию может
любой человек — ведь научиться технике
фотографии, особенно в последнее время,
гораздо проще, чем технике любого другого
вида искусства. Хотя, я думаю, каждый мо
жет и придумать одну стихотворную строч
ку, и напеть музыкальную фразу. А вот за
писать музыку сможет уже не всякий, и уж
наверняка она не станет достоянием чело
вечества, а так и канет в неизвестность.
В любом, даже любительском альбоме,
собранном за жизнь фотографа, хороший
фоторедактор наверняка найдет хотя бы
одну гениальную картинку. Профессио
нальный же фотограф как раз и отличается
от любителя тем, что вероятность создания
гениальной картинки он сознательно повы
шает, то есть не просто надеется на удачу,
а сознательно загоняет ее в расставленные
заранее сети.
Фотография — это искусство в долю се
кунды проникнуть в суть явления и однов
ременно отразить ее в единственно воз
можной художественной форме, ярко и убе
дительно. Факт в фотоискусстве, считает
Анри Картье Брессон, должен быть зафик
сирован не в тот момент, когда этого требу
ет социолог, психолог или историк, а тогда,
когда «сильная композиция визуально
воспринимаемой формы позволяет отра
зить эти факты и подчеркнуть их значение.
И тогда все поразятся убедительности это
го факта, которую может дать только искус
ство».
Переоценить значение композиции в фо
тографии невозможно, потому знать осно
вы композиции необходимо каждому. Прин
ципы композиции — не догма, их можно и
нужно нарушать, но делать это нужно осоз
нанно, основываясь на знании этих же
принципов. В обычной жизни города уни
кальные события, самоценные по своей су
ти, происходят не так часто. И чтобы обыч
ные явления жизни «сделали» фотогра
фию, зачастую нужно внести в нее фор
мальные композиционные элементы, кото
рые сделают кадр интересным: ритм, пер
спективу, ракурс, светотеневые эффекты,
гармоничное или парадоксальное соотно
шение белого и черного. Все эти элементы
не помешают и фотографии уникального
самоценного момента.
Городская фотография — это прежде
всего городской пейзаж. В нем самое глав
ное — выбор точки и наилучшего времени
для съемки. При этом надо понимать, что
любой город до тебя снимали тысячи фо
тографов, и найти что то новое очень слож
но, особенно если ты не живешь в этом го
роде, а приехал в него ненадолго. В среде
фотографов есть выражение: «Там кол за
бит» — о наиболее выигрышных точках
съемки, просчитанных поколениями фото
графов. Самый знаменитый из этих «ко
лов» — вид на Кремль с Большого Камен
ного моста (бывшая заставка Интервиде
ния и картинка на советской трехрублевке),
но время от времени строятся новые мосты,
и какая то ваша находка может со време
нем заслужить это почетное звание. Что ка
сается времени, то в самом общем случае,
это, конечно, утро и вечер (хотя восходами
и закатами слишком увлекаться не стоит,
они сами по себе настолько красивы, что
48 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
ДЕКАБРЬ
2007
«Фотография — это искусство в долю секунды
проникнуть в суть явления»
Собеседницы. Москва. 1988. Из цикла «Я бульвар
ным кольцом с Москвой обручен…»
Бульварное дерево. Москва. 1988. Из цикла
«Я бульварным кольцом с Москвой обручен…»
Сена с Нотр Дам де Пари. Париж. 2003. «Магиче
ский Гексагон»
P#TemaNomera_Gorod(C)(P).qxd 14.11.2007 23:07 Page 48
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 59 (Декабрь 2007) | Страница 48 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |