ФОТОШКОЛА
В
этот раз, когда для завершения рабо
ты мне понадобились орнаменты, я не
стал пыжиться, а пошел в лес с фото
аппаратом. Я надеялся подсмотреть узоры
коры деревьев разных пород, по опыту зная
их красоту и разнообразие, подсмотреть ри
сунок коры и нашлепок на нее лишайников
и мха.
И попал. На съемке первого же дерева по
нял — попал. Попал на время «цветения»
лишайников, когда они разбрасывают свои
споры. И был рад целых четыре дня, пока
это время не закончилось. Работал я на рас
стоянии 150 км от Москвы и в 1 км от благо
устроенного жилья. Это обстоятельство бы
ло учтено при организации работы, выборе
оборудования и тактики съемки.
Я имел с собой малоформатную аналого
вую (пленочную) зеркальную камеру со всем
необходимым для макросъемки, включая уг
ловой видоискатель, цифровой компакт
Canon G9 и ноутбук, который для меня и па
мятехранилище, и средство связи. Ну и, ко
нечно, фильтры, линзочки, штативы, отра
жатели и пр.
Выбор инструмента
Зеркалку я отложил сразу. Представьте:
дядька под два метра ростом стоит по коле
но в снегу, вытянув руки вверх, насколько
может. И снимает лишайники на стволе бе
резы на высоте почти 2,5 м. Заглянуть в ви
доискатель дядька не может, глубину рез
кости проверить не может (даже если и за
глянет таки в видоискатель своей зеркал
ки) — очень темно, да и направить аппарат
на нужный объект дядька может только на
обум, если только у него в камере нет функ
ции Live View. Сразу оговорюсь, что раньше
я снимал подобные сюжеты перевернутой
среднеформатной камерой с шахтным видо
искателем, и вполне успешно, но число дуб
лей на один кадр, как правило, превышало 6
(а вдруг рука дернулась, а вдруг с глубиной
резкости ошибся — проверить по матовому
стеклу практически невозможно, а вдруг...).
Со своим компактом я не расстаюсь уже
три месяца, с тех пор как подарил его себе
на день рождения. Больше всего мне нра
вится то, что у него экран даже чуть больше,
чем матовое стекло моей же среднеформат
ной Mamiya 645 Pro, и угол обзора экрана
почти 180°. Стоя в описанном выше положе
нии и глядя снизу на экран, я мог понять, на
что навел фотоаппарат и в какой зоне кадра
оно будет запечатлено.
Заинтересовавшие меня растения находи
лись на стволах деревьев как раз в зоне от
0 до 250 см по высоте. Дни были пасмурные,
тухлый свет не был предназначен для фото
графирования, он вообще ни для чего не
был предназначен, как часто бывает в сред
ней полосе России зимой и ранней весной.
Вы понимаете, что я был ограничен в вы
боре экспозиционных параметров соотноше
ниями чувствительность/цифровой шум/дли
Всегда предпочитаю подсмотреть что нибудь у природы, то есть
у Создателя, вместо того чтобы выдавливать из себя нечто заумное
Красота реальной реальности
Записки цифрового неофита
50 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
|
МАЙ
2008
й и
сть.
айер
Повторяю: нет ничего неожиданней,
волшебней и просто удивительней, чем
наша реальная реальность.
Герман фон Майер
В СЕ Ф О ТО: Г Е ННА Д ИЙ Г РИК ОВ
Fotoschool_Grikov_Leshiy(C)(P).qxd 12.04.2008 16:06 Page 50
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 50 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |