Реклама на сайте
Новости Статьи Журнал Справочник События Форум Объявления Фотогалерея
Красота реальной реальности
ФОТОШКОЛА
ту, изображено резко. Такие ошибки проис
ходят при макросъемке часто, когда резким
оказывается вообще не тот объект, о кото
ром думал фотограф. Меняется даже смыс
ловое содержание снимка. Уверенным в ре
зультате можно быть, только делая все са
мостоятельно.
Ручная фокусировка — это то, что нам
нужно.
А насколько она ручная у современных ав
тофокусных камер. Нужно нажать клавишу,
или покрутить колесико на спине камеры,
или покрутить кольцо на объективе, которое
дает команду какому то электромотору, или,
с трудом найдя малюсенькое кольцо ручной
фок усировки, крутить его, ощущая безмер
ные люфты пластмассовой оправы объекти
ва. И это еще не все. Чаще всего приводы
т. н. «ручной фокусировки» имеют шаговые
двигатели, перемещающие оптические бло
ки не плавно, а пошагово, т. е. дискретно, и
наводят резкость хорошо, но не наилучшим
образом. При макросъемке, когда глубина
резкости измеряется миллиметрами, поша
говость — верный путь к ошибкам, или, по
крайней мере, к недостижению оптимально
го результата. Поэтому я решил не исполь
зовать т. н. ручного привода, но, установив
на камере режим ручной фокусировки, фо
к усировал камеру передвижением всего ап
парата вдоль оптической оси объектива.
Вперед — назад. Так я работаю и чисто ме
ханическими, малоформатными и средне
форматными зеркальными камерами без
штатива. Плавно приближая камеру к объек
ту, не прерывая этого движения, я мягко на
жимаю кнопку спуска, загодя, не доезжая до
оптимального положения, учитывая времен
ной лаг срабатывания затвора. Потренируй
тесь, навык приходит довольно быстро.
Во всех камерах есть некие устройства,
облегчающие или даже обеспечивающие
фок усировку: микропризмы, растры, клинья
Додена, зоны фокусировки, двоящиеся пят
на дальномера, зона увеличения изображе
ния на экране и т. п. И все они расположены
в центре видоискателя (матового стекла
зеркального, телескопического дальномер
ного, монитора и т. д.), только в центре. Про
воцируя этим фотографов располагать глав
ный объект в центре кадра, неважно, требу
ет этого задуманная композиция или нет.
Есть соблазн использовать все эти сред
ства для фок усировки, а затем перекомпоно
вать кадр. Не следуйте ему при макросъем
ке: композицию вы создадите, но зоны рез
кости и нерезкости перераспределите так,
что будет вам неприятно. Тошно то есть. Не
заметные, казалось бы, перемещения каме
ры порождают слишком большие перерас
пределения. Это надо помнить. Дополнитель
ную неприятность может принести измене
ние пропорций между элементами сцены,
что вполне реально, потому что многие ком
пактные камеры обеспечивают реальный ре
жим макросъемки только на широком угле
зума и с расстояниями до объекта «от 0 см».
Описанное выше обстоятельство застави
ло меня пересмотреть свои представления
о некоторой избыточности разрешения в 12
Мп. Дело в том, что при работе с рук в опи
санных выше условиях, после различных
экспериментов с перекомпоновкой, перефо
к усировкой и прочими заморочками, я при
нял решение производить «перекомпонов
к у» изображения для получения желаемой
композиции после съемки путем кадрирова
ния. Опытным путем установил: от мегапик
селей остается примерно половина, т. е.
в случае с G9 — около 6. Это позволит напе
чатать картинку размером в половину жур
нальной полосы, что достаточно для моих
целей.
Работа организованная —
работа, не организованная —
каторга
Теперь об организации работы. Я не стал
шататься по лесу в поисках новых сюжетов,
а выбрал всего 6 деревьев трех разных по
род, расположенных тремя группами и по
крытых разными типами лишайников (я
имею в виду «графические» типы, а не бота
нические). Основная масса снимков сделана
на трех деревьях. Работа продолжалась че
тыре дня: первые два я снимал явление, ко
торое называю «цветением» лишайников
(вероятно, вызывая раскатистый смех бота
ников), а вторые — убеждался, что все за
кончилось, делал какие то снимки, дополня
ющие полученную коллекцию, декоративные
и чисто художественные.
Каждый день я фотографировал по 3–3,5
часа в два захода, каждый часа по полтора.
За полтора часа я уставал достаточно, чтобы
мне потребовался отдых (иначе значительно
усиливался тремор), успевал продрогнуть,
несмотря на плюсовую температуру и теп
лую одежду, отснять материал в объеме око
ло 5 Гб, который уже хотелось перекачать в
компьютер и внимательно просмотреть. Сто
яли пасмурные дни, на работу я выходил в
10.30–11.00 утра, через 1,5–2 часа возвра
щался обедать, отдыхать, сушиться и про
сматривать снятый материал, занимался
этим около часа, потом уходил снимать
вновь, прихватив при необходимости обору
дование, которое не брал с собой утром.
Ну, вот и все. Теперь осталось только най
ти специалиста по лишайникам, который по
может идентифицировать снятые виды и от
ветить на вопрос: действительно ли у неко
торых видов лишайников есть способность
люминесцировать, как мне показалось во
время работы.
Геннадий ГРИКОВ
«Уверенным в результате можно быть, только
делая все самостоятельно»
2008
МАЙ
| D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
55
Fotoschool_Grikov_Leshiy(C)(P).qxd 12.04.2008 16:08 Page 55
На главную
Страницы
1 2 3
4 5 6
7 8 9
10 11 12
13 14 15
16 17 18
19 20 21
22 23 24
25 26 27
28 29 30
31 32 33
34 35 36
37 38 39
40 41 42
43 44 45
46 47 48
49 50 51
52 53 54
55 56 57
58 59 60
61 62 63
64 65 66
67 68 69
70 71 72
73 74 75
76 77 78
79 80 81
82 83 84
85 86 87
88 89 90
91 92 93
94 95 96
97 98 99
100 101 102
103 104 105
106 107 108
109 110 111
112 113 114

Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 63 (Май 2008) | Страница 55Версия страницы: HTML | JPEG | PDF
  О сайте     Сотрудничество     Реклама на сайте     Контакты

Rambler's Top100   ¦хщЄшэу@Mail.ru  

Статьи