Третья. К омендант Кремля этой весной издал при
каз, запрещающий на территории Кремля, Алек сандров
ского сада, Красной площади, Васильевск ого спуска и
Кремлевской набережной без специального разрешения
производить фотосъемку со штатива, камерой, чья высо
та больше 14 см, а габаритный диаметр объектива равен
или больше 7 см. Мне, как гражданину Российской Феде
рации, живущему по К онституции, на этот подзак онный
акт начхать, а вот сотрудникам комендатуры Кремля —
нет. Один из них настоял, чтобы моя студентка удалила с
флэшки кадры, снятые на Красной площади камерой
Nikon D70 c объек тивом AF S Nikkor 24–120/3,5–5,6
(«Лейкой», судя по всему, можно было бы). Неробкая Га
лина спросила сотрудника: «Вы же понимаете, что приду
домой, суну ф лэшку в к омпьютер и все восс тановлю.»
«А это уже вне моей компетенции», — ответил вежливый
сотрудник. Радио «Эхо Москвы» сообщило, что нег ласно
в этот черный для фотографов список вх одят еще 160
московских улиц.
Четвертая. Не атрибу тированные снимки не имеют
никакой практической ценности. Представляете, как бы я
выглядел, царапая в блокнотик е номера домов и назва
ния улиц. Ск олько бы потратил время на это царапание
в отношении примерно 12000 кадров. А на разбор этих
записей.
Пятая. Из за стесненных в городск ом прос транстве
условий съемки предполагалась возможнос ть изготовле
ния составных изображений, если какое либо здание «не
будет влезать», кроме того, предс тояло снять дово льно
большое число панорам.
По этим причинам я ос тановил свой выбор на не
большом аппарате Canon PоwerShot G9. Это компактное
устройство, позво ляющее по лучать цифровые фотогра
фии дос таточно профессионального ка чества, записы
вать к ним звук овые к омментарии, снимать видео и сос
тавные панорамы. Объек тив светосильный, с под ходя
щим диапазоном фокусных расстояний и оптической ста
билизацией. Эргономические показатели камеры вполне
соответствуют моим навыкам, дизайн черного металли
ческого корпуса радует. Прекрасный серьезный аппарат
для ежедневного ношения (кстати, «по леечному» — на
груди), не пробу ждающий о хотничьих инс тинктов ни
у простых граждан, ни у чего нибудь охраняющих.
А вот фотоштатив, наоборот, — специальный пред
мет для пробу ждения этих инс тинктов. Предс тояли зна
чительные переходы, лишнего тащить не х отелось. Кро
ме того, я предс тавил, как примерно 1300 раз ус танавли
ваю штатив (три ноги по три к олена, по фик сатору на
каждом), с только же раз закрепляю и снимаю с него ка
меру — и этого предс тавления мне хватило. В общем,
доставал я штатив только для ночных съемок. А вот ста
билизатор изображения был включен у меня пос тоянно.
Кроме камеры, я имел с собой по ляризационный
светофильтр и переходник для его крепления, крышку на
фильтр, средс тва чис тки оптики и пузырьк овый уровень.
Понадобился еще допо лнительный акк умулятор и в об
щей сложности 8 Гб карт памяти.
Уровень я перестал устанавливать после того, как на
бывшей Манежной площади к о мне подошел милицио
нер и в разговоре, о чень к орректном, сообщил, что эта
штука вызывает у него ассоциации с лазерным прице
лом, который он использовал в некоей точке.
Вот, коллеги, так простая городская съемка способна
превратиться в полушпионское приключение, требующее
и соответствующей подготовки. И очень увлекательное.
ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ
Профессионализм требует организации работы наи
менее затратным пу тем, составления съемочного плана,
позволяющего иллюс трации для разных разделов книги
снимать одновременно с наименьши
ми затратами времени и сил.
Этому я учу с тудентов.
А сам выбросил в урну эти про
фессиональные шт учки и отправился
иллюстрировать книг у последователь
но, постранично.
Был неправ. Но по лучил огромное
личное удовольствие от знакомства с Москвой, в которой
живу у же много лет и о к оторой, оказывается, все еще
могу что то узнавать.
ОБЪЕКТЫ СЪЕМКИ
В первую очередь это одиночные здания очень разно
го размера: от одноэтажных в два окна до небоскребов.
Но на прак тике важны не с только физические размеры
домов, ск олько возмо жные расс тояния до них от то чки
съемки. А расс тояния эти лимитируются не то лько с тена
ми и заборами, но и возможными ракурсами, при которых
строение фасадов еще читается без потерь. Рак урсная
съемка сама по себе час то приводит к зна чительным
перспективным искаж ениям, к оторые зна чительно воз
растают при применении широк оугольных объективов.
Во вторую о чередь это одино чные здания сло жных
форм, сос тоящие из геометрических тел разных с трое
ний и объемов. И в третью — архитек турные комплексы.
Профессионализм требует
организации работы
наименее затратным путем
, составления плана
ТЕМА НОМЕРА
Город модель
40 D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
|
ОКТЯБРЬ
2008
Переславль Залесский. Желание показать засыпанную щебнем
площадку продиктовало использование низкой точки съемки,
большой глубины резко изображаемого пространства и легкого
наклона камеры
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 67 (Октябрь 2008) | Страница 40 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |