В
детстве редк ую игрушк у у давалось сберечь от разбирания,
и редкая игрушка переживала эт у процедуру — всег да ос та
вались лишние детали, ме ханизм подозрительно скрипел и
отказывался работать. И как то лько я взял в руки «Х ольгу», плас ти
ковую камеру за 12 долларов, по старой памяти рука потянулась к от
вертке — нас только эта камера была по хожа на детск ую игрушк у.
И скоро передо мной на с толе беззащитно лежали незамысловатые
детали камеры — ск орлупка к орпуса, плас тиковый объек тив со
смешной пру жинкой затвора и горс тка винтиков. Так вот из чего со
ставлена фотография.! Все это можно было потрогать руками и, пе
ремешав, вновь собрать. Начиналась Игра. Игра в Фотографию. Все
было именно так — спус тя нек оторое время, безо всяк ого напряже
ния и дрожи в руках (не так я разбирал цифровой Nikon!) камера бы
ла собрана вновь и, что примечательно, без ос тавшихся лишних де
талей. У дивительно, но она по прежнему работала — в глубине не
серьезного к орпуса пощелкивал затвор, шурша, прокручивалась
пленка. С как ой еще камерой мо жно было бы так пос тупить без бо
язни повредить дорогостоящую оптику или высокоточную механику.
В «Хольге» меня поразила прос тота и наг лядность ее фотогра
фической механики, ее честнос ть, ее откровенный минимализм и са
моуверенно горделивый отказ от совершенства. После нажатия кно
почки пру жинка забавно перекидывалась и открывала затвор. Ма
ленькая гильотинка отсекала к усочек света, к усочек прос транства,
к усочек времени и бросала их на пленк у. Почти физически ощущал
ся процесс фотографирования. Линзо чка, пру жиночка, плено чка.
И опять из детс тва: «городок в табак ерке» с его дядьками молоточ
ками и принцессой Пру жинкой. Живая рук отворная фотография, та
кая близкая сердцу, рождалась у меня на г лазах, как мотылек из к о
кона…
Чем может нас прельстить подобная камера в век многопиксель
ных гигантов. В век, в котором все улучшающаяся оптика приучает
ся все то чнее и адекватнее передавать окру жающий мир (к оторый
уже сам с тановится подобием своих изображ ений). Чем мо жет нас
очаровать камера, безбожно перевирающая цвета и размывающая в
молоко изображение по краям. Камера с ручной перемоткой пленки
и одной выдержк ой, одной диафрагмой. Чем мо жет нас привлечь
этот уродец в ряду с тройных, как один, цифровых жеребцов.
Прежде чем ответить на этот вопрос, ну жно ответить на дру
гой — сакраментальный и по чти интимный: для чего мы фотографи
руем, почему в тот или иной момент нашей жизни рука тянется к ап
парату, чтобы запечат леть — что... привлечь внимание зрителя —
к чему. Что то объяснить хотя бы то лько себе, или — создать еще
одно из миллиона г лянцевых подобий этого мира...
В комнате шумит холодильник, и толпятся ничейные вещи, осоз
нающие свое сиротс тво. За окном воют полицейские сирены, шумят
леса, за темными ок еанами светятся дальние но чные города. Кло ч
2008
ОКТЯБРЬ
|D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
&V
IDEO
71
Дмитрий Орлов
ПОРТФОЛИО
Оглядываясь. Нью Йорк. Гумми печать, 35 х 50 см
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 67 (Октябрь 2008) | Страница 71 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |