нее, объемнее и «воздушнее»
рисунок (понять, о чем речь,
можно, рассматривая фотогра
фии, снятые камерами большого
формата). И наоборот, чем
меньше формат, тем более
плоскими выходят фотографии,
а объемность прих одится пере
давать светотенью и другими
изобразительными (не оптичес
кими) средс твами. Другие раз
личия связаны с матрицей и пик
селями большего размера. Это
более чис тые цвета и меньший
уровень шумов на высоких
чувствительностях, хотя для то
го, чтобы уловить эти различия,
тоже требуется внимательный
глаз. Как это час то бывает в фо
тографии, разница в классах ка
мер становится заметнее при
неблагоприятных условиях съем
ки — при малой освещеннос ти,
например, и при значительном
увеличении. Так что, повторим
ся, это очень личный выбор —
какой уровень качес тва изобра
жения считать для себя дос та
точным. Тем более что в жизни,
как показывает прак тика, уро
вень техники не очень связан
с уровнем фотографий.
Какой «ширик»
лучше.
Здравствуйте, Доктор!
Я хочу купить широкоугольный
объектив, но те, которые я пробо
вал, очень сильно искажают изоб
ражение. Так обстоит дело со
всеми моделями или есть объек
тив без искажений.
КИРИЛЛ, E MAIL
Есть две части ответа: хорошая
и плохая. Плохая заключается в
том, что изображение искажают
практически все широкоуголь
ные объек тивы и многие неши
рокоугольные. Причем, чем ши
ре угол — тем больше искаже
ния. Эти геометрические искаже
ния называются дисторсией.
У некоторых объективов она
меньше, но и с тоят такие «с тек
ла» соответственно. У других
она больше. Иногда к дисторсии
добавляется заметное падение
резкос ти к краям кадра. Еще од
на неприятность, связанная
с широким углом, заключается
в том, что обычно вс троенная
вспышка фотоаппарата имеет
угол освещения меньше, чем
угол обзора такого объектива,
и картинка получается освещен
ной очень неравномерно.
Хорошая новость заключается
в том, что даже достаточно силь
ные геометрические искажения
можно исправлять при обработке
снимка в графическом редак то
ре или с помощью специальных
программ, например PhotoFix
Lens. Конечно, новос ть эта лишь
частично хорошая, потому что
при такой коррекции некоторые
участки снимка оказываются за
кадром, т. е. сохранить оригинал
в неприкосновенности не удает
ся. Поэтому при выборе объек ти
ва нужно решить: на какие ж ерт
вы вы готовы пойти ради широ
кого угла съемки.
Монокль
Уважаемый Доктор, я как
то прочел об объективе
«монокле». Что это такое.
ВАСЯ, E MAIL
Монокль — один из мягк орисую
щих объек тивов. Из всех облас
тей применения фотографии —
научной, медицинской, техни
ческой — мягкорисующие объ
ективы получили применение
лишь в х удожественной фото
графии, где главная задача —
не передача максимального
объема информации, а созда
ние образа. Иног да, как, напри
мер, в портрете, обилие деталей
не помогает, а мешает этому.
В обычных объек тивах опти
ческая схема рассчитывается
Технические советы по фото
DR@DIGICAM.RU
так, чтобы минимизировать все
возможные искажения изобра
жения (аберрации). В монокле
же именно они с тановятся изоб
разительным средс твом, в пер
вую очередь сферическая абер
рация. Как результат контраст и
детализация изображения сни
жаются, а вокруг ярких блик ов
образуются сияющие ореолы.
Название свое монокль по лучил
по числу линз — она в нем од
на, обязательно положительная
(выпуклая).
Монокль очень легко сделать
самому. Для этого проще всего
разобрать какой нибудь с тарый,
ненужный объектив, вмес то всех
линз установить в него одну по
ложительную, отрегулировать ее
положение так, чтобы в самом
близком к матрице положении
она была сфок усирована на бес
конечность, и в большинстве
случаев соорудить постоянную,
неменяющуюся диафрагму из
черного картона или пластика.
Она в монокле ну жна не для до
зирования пропускаемого света,
а для рег улировки смягчения
картинки. Диафрагма ус танав
ливается перед линзой, и, пере
мещая ее взад вперед, можно
найти такое положение, при ко
тором ореолы буду т не смещать
ся к краям кадра, а бо лее менее
2008
ОКТЯБРЬ
|D
IGITAL
C
AMERA
P
HOTO
& V
IDEO
101
равномерно окру жать породив
шие их блики. Обычная для мо
нокля диафрагма — от 3,5 до
5,6, многие изготавливают це
лый набор диафрагм для по лу
чения рисунка разной с тепени
мягкости. Использование старо
го объек тива удобно тем, что
можно использовать его меха
низм фокусировки.
Линза может быть плоск о вы
пуклая или вогну то выпуклая. Ес
ли установить ее выпуклой с то
роной к матрице, резк ость изоб
ражения (или то, что от нее ос та
ется) получается более равно
мерной по полю кадра, в против
ном случае края сильно размы
ваются, но это можно использо
вать для портретов. Можно ис
пользовать обычную очковую
линзу из магазина «Оптика», в
этом случае рассчитать фок ус
ное расстояние монокля будет
очень легко, т. к. диоптрия — это
метр, деленный на фок усное рас
стояние в сантиметрах. Напри
мер, 10 диоптрий соответс твует
фокусному расстоянию 10 см,
или 100 мм, 5 диоптрий — фо
кусному расстоянию 20 см (200
мм), и так далее. Монокль — не
единственный мягкорисующий
объектив. К их числу относятся
перископы, апланаты и специаль
ные многолинзовые объективы.
Пример изображения, создаваемого моноклем
«Название свое монокль получил по числу линз —
она в нем одна, обязательно положительная (выпуклая)»
Журнал Digital Camera Photo&Video | Номер 67 (Октябрь 2008) | Страница 101 | Версия страницы: HTML | JPEG | PDF |